Дифференциал транспортного средства

 

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам межколесного привода. Цель изобретения - повышение эффективности работы транспортного средства при повороте. Дифференциал состоит из корпуса (К) 1, в котором ю 12 помещены ведомые полумуфты (П) 2 и 3, посаженные на шлицы полуосей 4 и 5 с возможностью осевого перемещения, и ведущая П 6, связанная с шлицами с К 1 и имеющая со стороны П 2 и 3 кулачковые венцы и проточки, где располагаются опорные кольца 7 и 8. Контакт кулачков П 6 с кулачками П 2 и 3, в одном из которых закреплен штифт 9, осуществляется при помощи пружин 10 и 11. Между К 1 и П 2 и 3 размещены фрикционные муфты (М) 12 и 13. На повороте П 6 и 2 смещаются относительно К 1 в одну сторону, а П 3 - в другую. При этом кулачки П 6 и 3 размыкаются, а диски М 12 и 13 сжимаются, момент на полуось 5 передается через М 13. 3 ил. Ј,6 /3 Я f 5 Ю О о ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)5 В 60 К 17/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

4 (Я

С)

С) О

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4911840/11 (22) 13.02,91 (46) 30.10.92. Бюл. ¹ 40 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) Н.Н.Горбалев, И,С.Сазонов и А.Г.Роскач (56) Авторское свидетельство СССР № 1481101, кл. В 60 К 17/20, 1989, (54) ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам межколесного привода. Цель изобретения— повышение эффективности работы транспортного средства при повороте. Дифференциал состоит из корпуса (K) 1. в котором

» Ы,» 1772009 Al помещены ведомые полумуфты (П) 2 и 3, посаженные на шлицы полуосей 4 и 5 с возможностью осевого перемещения, и ведущая П 6, связанная с шлицами с К 1 и имеющая со стороны П 2 и 3 кулачковые венцы и проточки, где располагаются опорные кольца 7 и 8. Контакт кулачков П 6 с кулачками П 2 и 3, в одном из которых закреплен штифт 9; осуществляется при помощи пружин 10 и 11. Между К 1 и П 2 и 3 размещены фрикционные муфты (М) 12 и 13.

На повороте П 6 и 2 смещаются относительно К 1 в одну сторону. а П 3 — в другую. При этом кулачки П 6 и 3 размыкаются, а диски

М 12 и 13 сжимаются, момент на полуось 5 передается через М 13. 3 ил.

177? 009

20 образом

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам межколесно о привода транспортных средств.

Известен дифференциал, содер>кащий корпус, сателлиты, опорные чашки„полуосевые шестерни и фрикционные муфты, Недостатком данной конструкции является сложность изготовления и сборки, обусловленная наличием планетарного ряда с коническими зуччатыми соединениями, а также постоянное негружение дисков фрикционной муфты, выключающейся лишь на поворотах и попадании колес на скользкий участок дороги. Для транспортного средства с таким дифференциалом характерно снижение блокирующего эффекта при перегрузках и уменьшении сцепления колес с дорогой.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемой конструкции является дифференциал свободного хода, содержащий ведущую полумуфту с двумя кулачковыми венцами, посредством которых она контактирует с ведомыми полумуфтами, паса>кенными на полуосях транспортного средства, Недостатком данного дифференциала является отсутствие блокирующего эффекта при повороте транспортного средства, что в случае попадания внутреннего колеса в тяжелые дорожные условия, например, яму, приводит к уменьшению его проходимости.

Цель изобретения — повышение эффективности работы дифференциала при пово роте транспортного средства путем частичной передачи крутящего момента на отстающее колесо. указанная цель достигается тем, что в известном дифференциале, содержащем ведущую полумуфту, соединенную через шлицы с корпусом и имеющую на торцовых поверхностях кулачки трапецеидальной формы, две контактирующие с ней ведомые полумуфты, расположенные на полуосях с возможностью перемещения и подпружиненные относительно них, и два помещенных в проточках ведущей полумуфты опорных кольца с выступами, кроме того, имеются две нормально разомкнутые фрикционные муфты, расположенные между корпусом дифференциала и соответствующими ведомыми полумуфтами, причем, осевое перемещение полумуфт определяется расстоянием до фрикционных дисков и по величине несколько меньше половины высоты кулачков.

Такая конструкция дифференциала позволяет при повороте транспортного средства иметь на отстающем колесе крутящий момент, определяемый фрикционной муфтой, На фиг. 1 показан дифференциал транспортного средства; на фиг. 2 — взаимное положение кулачков ведущей и ведомой полумуфт и опорного кольца в выключенном состоянии; на фиг. 3 — взаимное положение кулачков ведущей и ведомой полумуфт и опорного кольца в момент включения.

Дифференциал транспортного средства состоит иэ корпуса 1, в котором свободно помещены ведомые полумуфты 2 и 3, посаженные на шлицы полуосей 4 и 5 с возможностью осевого перемещения по ним, и ведущая полумуфта 6, связанная посредством шлицев с корпусом 1 и имеющая со стороны полумуфт 2 и 3 кулачковые венцы и выточки, где располагаются опорные кольца

7 и 8. Контакт трапецеидальных кулачков ведущей полумуфты 6 с кулачками ведомых полумуфт, в одном из которых закреплен штифт 9, осуществляется при помощи пружин 10 и 11, расположенных на полуосях, В пространстве между корпусом 1 и ведомыми полумуфтами помещены фрикционные муф= ты 12 и 13, причем, расстояние от торца ведомой полумуфты до дисков фрикционной муфты равно половине или несколько меньше высоты кулачка.

Дифференциал работает следующим

При прямолинейном движении транспоотного средства угловые скорости корпуса 1 дифференциала и полуосей 4 и 5 равны.

Ведомые полумуфты 2 и 3 под действием пружин 10 и 11 сцеплены кулачками с ведущей полумуфтой 6, Б случае возникновения перегрузки на полуосях кулачки венцов начинают выходить из зацепления и раздвигать полумуфты

2 и 3, сжимая пружины 10 и 11. Перемещение может осуществляться не далее, чем до фрикционных муфт 12 и 13. Достигнув их, полумуфты сожмут фрикционные диски и остановятся, Т.к. кулачки полностью не вышли из зацепления, то дальнейшая передача крутящего момента будет осуществляться через них и фрикционные пары, причем, величина передаваемых нагрузок будет выше на величину, определяемому окружными силами в парах трения.

R режиме поворота транспортного средства корпус 1 дифференциала и полуоси 4 и 5 стремятся вращаться с различными угловыми скоростями. Кроме того. для блокированной оси на отстающем звене крутящий момент значительно больше. чем на забегающем. Допустим полуось 4, а с ней и полумуфта 2 опережают во вращении корпус 1 и полумуфту 3, Ввиду разности крутящих моментов, а с ними и осевых сил трения в шлицевых соединениях полумуфта-полу1772009

@сЯ

Составитель Н,Горбалев

Техред M,Ìîðãåíòàë Корректор С.Пекарь

Редактор Т.Горячева

Заказ 3807 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 131 ось и полумуфта-корпус, это опережение вызовет осевое перемещение полумуфты 2 и 6 влево, а полумуфты 3 вправо, Их движение будет осуществляться до полного выхода иэ зацепления кулачков полумуфты 6 и 3 5 и сжатия дисков фрикционных муфт 12 и 13.

При торцевом относительном скольжении кулачков штифт 9 зацепит выступ опорного кольца 8, поведет его, и кулачки полумуфты

3 упрутся в эти выступы, которые не дадут 10 им под действием пружин 10 и 11 соскочить во впадину. В результате кулачки полумуфты 2 и 6 окажутся сцеплены, полумуфты 6 и

3 разомкнуты, а диски фрикционных муфт

12 и 13 сжаты. 15

Таким образом, тяговое усилие на полуоси 4 оказывается значительно больше усилия на полуоси 5, определяемого лишь действием сил трения, что не ухудшает маневренность транспортного средства, но 20 повышает его проходимость.

После окончания поворота происходит выравнивание относительного вращения полумуфт 6 и 3. Кулачки полумуфты 3, опирающиеся на выступ кольца 8, движутся со- 25 вместно с ним до тех пор, пока не набегут на кулачки полумуфты 6, которые несколько выше выступов кольца 8, При дальнейшем их относительном вращении, обусловленном тангенциальной деформацией шин, за- 30 круткой трансмиссии и колебательным движением транспортного средства, кулачки полумуфты 3 под действием распрямляющихся пружин сцепляются с кулачками полумуфты 6.

Формула изобрстения

Дифференциал транспортного средства, содержащий ведущую полумуфту, установленную подвижно в осевом направлении в корпусе дифференциала и имеющую на торцовых поверхностях кулачки трапецеидальной формы, две ведомые кулачковые полумуфты, расположенные на соответствующих полуосях с воэможностью осевого перемещения и подпружиненные для связи с кулачками ведущей полумуфты, и два опорных кольца с торцовыми выступами, помещенные в соответствующих выточках ведущей полумуфты для взаимодействия выступов с кулачками ведомых полумуфт в режиме отключения полу-. осей, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы дифференциала при повороте транспортного средства путем частичной передачи крутящего момента на отстающую полуось, между корпусом дифференциала и ведомыми полумуфтами помещены две нормально разомкнутые фрикционные муфты, причем расстояние от торцев кулачковых полумуфт до фрикционных дисков выполнено не более высоты кулачков.

Дифференциал транспортного средства Дифференциал транспортного средства Дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трансмиссиям колесных тракторов, преимущественно малогабаритных , с задними ведущими колесами

Изобретение относится к автомобильной промышленности

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям межколесных дифференциалов, и может быть использовано в других подобных механизмах

Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами машины

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве межосево

Изобретение относится к автомобилестроению , а именно к устройствам, обеспечивающим отключение колес при езде накатом и качении колес с разными угловыми скоростями

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в дорожно-уборочных машинах

Изобретение относится к машиностроению, касается передачи мощности и может быть использовано в трансмиссиях транспортных машин

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к моторным приводным узлам и может быть использовано в сельскохозяйственных малогабаритных обрабатывающих машинах

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности к трансмиссиям автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач тракторов
Наверх