Фрикционный элемент

 

Использование: в тормозных устройст- , вах, в частности в тормозных дисках и барабанах легковых автомобилей, дисках сцепления муфт и т.п. Сущность изобретения: фрикционный элемент содержит Mat- рицу и износостойкое покрытие в виде несущих элементов с развитой поверхностью , расположенных по контуру регулярного микрорельефа. Траектории перемещения смежных в окружном направлении несущих элементов расположены в торцевых участках рабочей поверхности, смещенных один относительно другого с образованием сплошной поверхности. При этом несущие элементы выполнены с площадью, увеличивающейся от зоны минимальной к зоне максимальной нагруженности фрикционного элемента. Покрытие может содержать дополнительные элементы из материала для коррозионной.защиты и абразивного материала , расположенные между линиями контура микрорельефа, например по спиралям противоположного направления с несущими элементами. Последние могут иметь эллипсовидную форму, в сечении, параллельном рабочей поверхности, а элементы из абразивного материала могут быть с сечением в форме окружности. В нормальном сечении последние могут иметь гиперболическую форму. 7 з.п. ф-лы, 7 ил. fe

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4604866/08 (22) 23.11.88 (46) 30,12,92. Бюл. ¹ 48 (71) Запорожский автомобильный завод

"Коммунар" и Институт проблем прочности

АН УССР (72) B.Â, Моргун, Б.А. Ляшенко, А.Г. Свергунов, О.В. Цыгулев, А.В. Рутковский и О.Х. Папашев (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 677549, кл. С23 С9/00, В 23 Р 1/18, 1977. (54) ФРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ (57) Использование: в тормозных устройст. вах, в частности в тормозных дисках и барабанах легковых автомобилей, дисках сцепления муфт и т.п, Сущность изобретения; фрикционный элемент содержит ма1рицу и износостойкое покрытие в виде несущих элементов с развитой поверхностью, расположенных по контуру регулярного микрорельефа. Траектории перемещения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных устройствах, в частности в тормозном диске и барабане легкового автомобиля, диске сцепления муфт и т.п, Кроме того, изобретение может быть использовано в различных опорных конструкциях, например подпятниках, корпусах подшипников и т.п., а также в штамповой оснастке и режущем инструменте.

Известен тормозной элемент, содержащий опору из алюминиевого сплава, рабочая поверхность которой покрыта износостойким слоем хром-углерод-железо, ... Ж,, 1784788 А1 (я)5 F 16 О 69/02, 65/10, 13/64 смежных в окружном направлении несущих элементов расположены в торцевых участках рабочей поверхности, смещенных один относительно другого с образованием сплошной поверхности. При этом несущие элементы выполнены с площадью, увеличивающейся от зоны минимальной к зоне мак- симальной нагруженности фрикционного элемента, Покрытие может содержать дополнительные элементы из материала для коррозион ной. защиты и абразивного материала, расположенные между линиями контура микрорельефа, например по спиралям противоположного направления с несущими элементами, Последние могут иметь эллипсовидную форму в сечении, параллельном рабочей поверхности, а элементы из абразивного материала могут быть с сечением в форме окружности, В нормальном сечении последние могут иметь гиперболическую форму. 7 з,п. ф-лы, 7 ил, Ф нанесенным толщиной 0,3 — 1 мм путем плазменного напыления. QO

Однако равномерное сплошное покры- Q) тие на рабочей поверхности элемента при эксплуатации его в условиях переменных полей напряжений не может обеспечить им завВ эквивалентного сопротивления, не способствует гашению вибрации и дребезжания, что в итоге преждевременно выводит изделие со строя.

Наиболее близким к заявляемому является фрикционный элемент, содержащий матрицу, на рабочую поверхность которой наносят износостойкое покрытие в виде от1784788

10

30

45 рорельеф

55 дельных не связанных друг с другом несущих островков-частиц, распределенных равномерно по поверхности с образсванием рельефа, в котором траектории перемещения смежных в окружном направлении несущих островков-частиц расположены на кольцевых участках рабочей поверхности, сме ценных один относительно другого.

Однако, поскольку несущие частицы выполнены из одного состава материала, одинаковыми по размерам и форме, и распределены равномерно по рабочей поверхности, а последняя подвергается в процессе эксплуатации переменным и неравномерным силовым и тепловым напряжениям, указанные частицы не могут обеспечить равномерный износ поверхности, устранить вибрацию и связанное с ней дребезжание, а также другие отрицательно влияющие на срок службьь изделия факторы, Цель изобретения — увеличение срока службы фрикционного элемента путем обеспечения равномерного износа.

Поставленная цель достигается тем, что во фрикционном элементе, содержащем матрицу и износостойкое покрытие в виде частично закрепленных в теле матрицы несущих частиц с развитой поверхностью, расположенных на рабочей поверхности элемента по контуру регулярного микрорельефа, в котором траектории перемещения смежных в окружном направлении несущих частиц расположены на кольцевых участках рабочей поверхности фрикционно-. го элемента, смещенных один относительно другого, указанные кольцевые участки рабочей поверхности расположены с образованием сплошной поверхности, при этом несущие частицы выполнены с площадью, увеличивающейся от зоны минимальной к зоне максимальной нагруженности фрикционного элемента.

Возможен вариант конструкции фрикционного элемента, в котором несущие частицы расположены по контуру регулярного микрорельефа в виде непрерывной линии..

Кроме того, покрытие, кроме несущих частиц, может содержать дополнительные частицы, выполненные из материала для протекторной защиты и абразивного.

При этом несущие частицы расположены с касанием между собой по контуру микрорельефа, а дополнительные частицы размещены между рядами микрорельефа, причем площадь-несущих частиц составляет не более 80% площади рабочей поверхности.

Несущие частицы в сечении, параллельном рабочей поверхности фрикционного элемента. выполнены эллипсовидной формы с малой осью, равной 0,001-3 мм, и с большей осью не более двух малых осей, а их максимальный размер по нормали по крайней мере равен величине малой оси эллипса, при этом дополнительные частицы из абразивного материала и для протекторной защиты выполнены в плоскости, параллельной рабочей поверхности фрикционного элемента, с сечением в форме окружности с размерами 0.001 — 0,15 мм, а их размеры по нормали к рабочей поверхности равны

0,001 — О, 375 мм.

Кроме того, те части несущих частиц и дополнительных, которые расположены в матрице, выполнены гиперболической формы в сечении, нормальном к рабочей поверхности.

Предпочтительно несущие и дополнительные частицы из абразивного материала располагать по спирали с противоположным направлением.

С целью улучшения эксплуатационных качеств целесообразно фрикционный элемент BbfllollHRTb с дополнительной рабочей поверхностью с аналогичной с первой рабочей поверхностью структурой и с несущими частицами, отличающимися по жесткости от несущих частиц первой рабочей поверхности.

На фиг.1 представлен фрикционный элемент дискового тормоза; на фиг.2 — то же, вид в плане; на фиг,3 — несущая частица из износостойкого материала, на фиг.4— несущая частица из композиционного материала; на фиг.5 — частица из абразивного материала; на фиг.6 — частица из материала протекторной защиты; на фиг.7 — вариант конструкции тормозного диска в плане.

Рабочая поверхность 1 фрикционного элемента, например диска, армирована износостойким покрытием, выполненным в виде частично закрепленных в ней несущих частиц 2 и дополнительных частиц 3 и 4 с развитой поверхностью, образующих микМатериал частиц 2 имеет высокую теплоизносокоррозионную устойчивость, а материал матрицы 5 имеет большую, чем у частиц 2, пластичность.

Для форМирования участков с разными коэффициентами трения при постоянном значении прижимного усилия и для исключения возможности возникновения узла стоячей волны вибрации износостойкое покрытие может быть выполнено из материала различного состава, имеющего различную жесткость. При этом на тормозных дисках различная жесткость может быть предусмотрена на противолежащих участках поверхностей трения 1 и 6.

1784788

Несущие частицы 2 (фиг.2) могут быть расположены по контуру в виде непрерывной линии, например по спирали с касанием вдоль нее.

В направлении от зоны минимальной нагруженности диска к зоне его максимальной нагруженности, т,е., по мере приближения точек поверхностей 1 и 6 к оси вращения фрикционного элемента, плотность нанесения несущих частиц 2 и/или их размеры на поверхностях 1 и 6 увеличиваются. Другими словами площадь поверхности, контактирующей с сопрягаемым элементом пары трения, увеличивается пропорционально зонам нагруженности.

Плотность частйц 2,3,4 покрытия по участкам площади рабочих поверхностей 1 и 6 составляет до 100 j<. При этом даже в зоне со стопроцентной плотностью частиц 2,3,4 на поверхностях 1 и 6 армирующее покрытие остается дискретным, т.е. образовано комбинацией частиц 2,3,4, отличающихся по свойствам материалов, по форме и размерам.

Главным критерием выбора плотности нанесения несущих частиц 2, их размеров и расположения является обеспечение одинакового сопротивления разрушению различных участков поверхностей 1 и 6, т,е. обеспечение их равномерного износа.

В соответствии с этим несущие частицы

2 нанесены таким образом, что траектории перемещения смежных в окружном направлении частиц, расположенных на кольцевых участках рабочей поверхности со смещением один относительно другого, образуют сплошную поверхность.

Дополнительные частицы 3 выполнены, например, из абразивных материалов и расположены на поверхностях 1 и 6 фрикционного элемента между рядами несущих частиц 2 по спирали; направление которых противоположно направлению спиралей, по которым расположены несущие частицы.

В качестве материалов для дополнительных частиц 3 из абразивного материала можно использовать, например, окись алюминия, карбид кремния и т.п, Дополнительные частицы выполнены из материала для протекторной защиты матрицы 5. Частицы 4 предпочтительно располагать равномерно по поверхности изделия.

Защита материала матрицы 5 возможна также путем нанесения коррозионно-стойкого слоя (не изображен) известными методами, например электрохимическим.

Площадь поверхности несущих частиц

2, выполненных одинаковыми по составу материала, не должна превышать 807 еди5

20

25 сти трения, имеют форму, близкую к окруж30

45 ничной поверхности, так как при превышении этого предела они образуют фрагментарное или сплошное покрытие с присущими ему недостатками.

Площадь поверхности части:i 3 из абразивного материала не должна превышать

157 всей площади частиц 2 и 4 для выполнения функционального назначения изделия, так как при превышении этого предела поверхности 1 и 6 начинают работать как абразивные.

Возможно выполнение несущих частиц

2 из композиционных материалов (фиг.4).

Износостойкие частицы 2 в сечении, параллельном поверхностям 1 и 6 трения, имеют эллипсовидную (продолговатую) форму, малая ось которых составляет 0,001-3,0 мм, а большая ось — не более двух малых осей.

Максимальный размер несущей частицы 2 по нормали соответствует величине малой оси эллипса.

Частицы 3 из абразивного материала и частицы 4 из материала для протекторной защиты в сечении, параллельном поверхноности, с размерами 0,001 — 0,15 мм, а размеры частиц по нормали составляют 0,9—

2,5 максимального размера в плане, т.е.

0,001 — 0,315 мм, Те части несущих и дополнительных частиц, которые внедрены в основной материал изделия (матрицу 5), в сечении, нормальном поверхностям 1 и 6, имеют гиперболический (параболический) вид по аналогии с оптимальной формой типа теплообменника.

Частицы 2, 3 и 4 образуют волнистый профиль неравномерной толщины на поверхностях 1 и 6 фрикционного элемента, т.е. микрорельеф. Причем выступающие над поверхностями 1 и 6 вершины несущих частиц

2 с целью сокращения времени приработки указанных поверхностей и получения равновесной шероховатости подвергают дополнительной обработке.

Выступающая часть частиц 3 и 4 из абразивного материала и материала для протекторной защиты не должна превышать высоты микронеровностей приработанных поверхностей 1 и 6, имеющих равновесную шероховатость. Наносят покрытия любым известным способом, например электроискровым.

Рабочая поверхность 1, например поверхность диска дискового тормоза транспортного средства, в процессе эксплуатации контактирует с колодками (на чертежах не показаны).

Вследствие армирования поверхностей

1 и 6 выпуклым покрытием контакт их с колодками происходит по поверхностям ча1784788 стиц 2 и 3. При этом появляющиеся в процессе эксплуатации частицы "третьего" тела утапливаются между выступающими частицами 2, 3 и 4, что улучшает эксплуатационные качества фрикционного элемента.

В качестве примера осуществления и для сравнения были изготовлены образцы в виде дисков диаметром 50 мм и шириной

12 мм.

Материал образцов — ковкий чугун мар- ки КЧ 50 — 5 и алюминиевый сплав марок

АК30СХ и АЛ12.

Поверхность трения 1 на дисках из алюминиевого сплава была упрочнена износостойкими несущими частицами 2.

Упрочнение было осуществлено-на установке электроискрового нанесения покрытий модели "Tucadur — 2000" (Швейцарь я) при рабочем токе, равном 10А, единичными импульсами электродом из стали 12Х18Н9Т диаметром 0,6 мм. . В максимальном сечении диаметр частицы 2 составлял 0,6 мм, часть, внедренная в матрицу, 0,4 мм. Площадь поверхности покрытия частицами 2 составляла 25%, Колодка была изготовлена из асбокаучуковой массы, марка материала 3 — 2 — 58ТУ38114185-76. Площадь поверхности трения колодки 3 см .

Испытания образцов были проведены на ь ашийе для испытания материалов на трейие и износ 2070СМТ-1 при удельном давлении 2,7 кг/мм и частоте вращения

2 диска 1500 об/мин. Коэффициент трения для обоих случаев равнялся 0,34.

На образцах из ковкого чугуна объемная температура, равная 160 С, устанавливалась при вышеприведенных условиях нагружений через 1,33 мин, на образцах из алюминиевого сплава объемная температура, равная 140 С, — через 2,5 мин, Для тормозных деталей, предназначенных для диссипации механической энергии движения, превалирующим параметром, определяющим стабильность, долговечность работы изделия является тепловая нагружен ность. Следовател ьно, уменьшение интенсивностй нагрева поверхности, упрочненной износостойкими элементами, свидетельствует о повышении срока ее службы, по сравнению с поверхностью, выполненной из ковкого чугуна.

Формула изобретения

1, Фрикционный элемейт, содержащий матрицу и износостойкое покрытие в виде несущих элементов с развитой поверхностью, частично закрепленйых в тале матрицы со стороны рабочей поверхности фрикционного элемента по контуру регулярного микрорельефа, в котором траектории перемещения смежных в окружном направлении несущих элементов расположены на кольцевых участках рабочей поверхности фрикционного элемента, смещенных один

5 относительно другого, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы путем обеспечения равномерного износа, указанные кольцевые участки рабочей поверхности расположены с образованием

10 сплошной поверхности, при этом несущие элементы выполнены с площадью, увеличивающейся от зоны минимальной к зоне максимальной нагруженности фрикционного элемента.

15 2. Элемент по п.1, отличающийся тем, что контур регулярного микрорельефа выполнен в виде непрерывной линии.

3. Элемент по пп.1 и2., отл ича ю щи йс я тем, что покрытие выполнено с дополни20 тельными элементами из материала для коррозионной защиты и абразивного материала, закрепленными на рабочей поверхности.

4. Элемент.по пп, 1 — 3, отл и ч а ю щи й25 с я тем, что несущие элементы расположены с касанием между собой по линии контура регулярного микрорельефа, а дополнительные элементы размещены между линиями контура микрорельефа, причем

30 площадь несущих элементов не более 80% площади рабочей поверхности, 5, Элемент по пп. 1 — 4, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что несущие элементы в сечении, параллельном рабочей поверхности эле35 мента, выполнены эллипсовидной формы с малой осью, равной 0,001 — 3 мм, и с большей осью не более двух малых осей, а их максимальный размер по нормали по крайней мере равен величине малой оси эллипса, при

40 этом дополнительные элементы из абразивного материала выполнены в плоскости, параллельной рабочей поверхности элемента, с сечением в форме окружности с размерами 0,001-0,15 мм, а их размеры

45 по нормали к рабочей поверхности равны

0,001-0,375 мм.

6. Элемент по пп, 1 — 5, отл и ч а ю щи йс я тем, что дополнительные элементы их абразивного материала частично располо50 жены в матрице, при этом части несущих элементов, расположенные в матрице, выполнены с гиперболической формой в сечении, нормальном к рабочей поверхности.

7. Элемент по пп, 1 — 6, о т л и ч а ю щ и й55 с я тем, что несущие элементы и дополнительные элементы из абразивного материала расположены по спиралям с противоположными направлениями, 8. Элемент по пп. 1-7, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что., с целью улучшения эксплуата1784788 ционных качеств, он выполнен с дополнительной рабочей поверхностью, снабжен расположенным на ней дополнительным износостойким покрытием, имеющим одина5 ковую структуру с первым износостойким покрытием, при этом несущие элементы .указанных покрытий выполнены с различной жесткостью.

1784788

Составитель В.Моргун

Тех ред M.Ìîðlåíòàë

Корректор-Н,Милюкова

Редактор В.Фельдман

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4356 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент Фрикционный элемент 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в транспортном машиностроении, в частности в дисковых тормозах колесных машин

Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным накладкам для барабанных и дисковых тормозов или сцеплений, а также к способу их изготовления

Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным элементам узлов трения машин и механизмов, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизатору крутильных колебаний, в частности, для автомобиля, в состав фрикционного сцепления которого он входит

Изобретение относится к машиностроению , а именно к торсионным демпферным устройствам для фрикционных сцеплений

Изобретение относится к машиностроению , а именно к тракторои автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для фрикционного сцепления в автомобилях

Изобретение относится к машиностроению, а именно к ведомым дискам сцепления и может быть использовано в выключаемых фрикционных муфтах сцеплений трансмиссий транспортных машин
Наверх