Самоблокирующийся дифференциал

 

633Ю

ОПИС

ИЗОБР

К АВТОРСКОМУ

Свае Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к (22) Заявлено 19.07.74 ( с присоединением з (23) Приоритет

Опубликовано 30.06.77.

Дата опубликования оп

Кл В 60К 17/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий ДК 629.113-587 (088.8) (72) Авторы изобретения

И. И. Лифшиц, И. И. Жевлаков и В. Б. Горюнов (71) Заявитель (54) СЛМОБЛОКИРУ10ЩИЙСЯ ДИФФЕРЕН11,ИЛЛ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к самоблокирующимся дифференциалам транспортных средств.

Известны самоблокирующиеся дифференциалы, содержащие корпус со шлицами, в котором установлена крестовина с сателитами и шайбами, полуосевые шестерни со шлицами, выполненными на наружней поверхности ступиц, и муфты трения, состоящие из ведущих дисков, установленных на шлицах корпуса, ведомых дисков, установленных на шлицах ступиц полуосевых шестерен, и упругих элементов (1).

Однако такие дифференциалы могут быть использованы для работы только в одном режиме — либо повышающего внутреннего трения с ростом крутящего момента на корпусе дифференциала, либо убывающего внутреннего трения с ростом этого момента, поэтому для эксплуатации транспортного средства в разных условиях необходимо применение двух разных дифференциалов.

Прототипом изобретения является самоблокирующийся дифференциал, содержащий корпус со шлицами,,в котором установлена крестовина с сателлитами и шайбами, полуосевые шестерни со шлицами, выполненными на наружной цилиндрической ступенчатой поверхности ступиц, и муфты трения, состоящие из ведущих дисков, установленных па ILI;, nnàê корпуса, ведомых дисков, установленных на шлицах ступиц полуосевых шестерен, и упругих элементов (2).

Этот дифференциал может работать только в режиме повышающего внутреннего трения.

Цель изобретения — использование дифференциала в режимах повышающего и убывающего внутреннего трения.

Это достигается, выполнением наружной поверхности шлицев ступиц полуосевых шестерен ступенчатой, а шлицев ведомых дисков— с разными диаметрами впадин, причем наибольший диаметр впадин ведомого диска соответствует наибольшему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен, наименьший диаметр впадин ведомого диска соответствует наименьшему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен, а промежуточные диаметры впадин дисков соответствуют сред нему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен.

На фиг. 1 изображен дифференциал, работающий в режиме повышающего внутреннего трения, общий вид в разрезе; на фпг. 2— узел I на фиг. 1; на фпг. 3 — дифференциал, работающий в режиме убывающего внутрен30 него трения; на фиг. 4 — узел II на фиг. 3;

63310

55 на фиг. 5 — полуоссвая шестерня дифференциала.

Дифференциал содержит корпус 1 со шлицами 2 и 3, который крепится к ведомой шестерне главной передачи (на чертеже не показана). B корпусе 1 установлена крестовина

4 (или ось сателлита) с сателлитами 5 и шайбами 6, полуосевые шестерни 7 и 8 соответственно со шлицами 9 и 10, выполненными на наружной цилиндрической поверхности ступиц, и муфты трения, состоящие из ведущих дисков 11, установленных в шлицах корпуса

1 дифференциала, и ведомых дисков 12 — 14, установленных в шлицах 10 ступиц полуосевых шестерен 8, а также упругие элементы в виде пружин 15 и 16 Белловиля.

Наружная поверхность шлицев 9 и 10 полуосевых шестерен 7 и 8 выполнена ступенчатой в виде трех концентрических цилиндрических поверхностей 17 — 19 (см. фиг. 5), а каждый едомый диск 12 — 14 выполнен со шлицами, име1ощими разный диаметр впадин, при этом наибольший диаметр впадин шлицев, выполненный на диске 12, соответствует наибольшему диаметру наружной ступенчатой поверхности 17 шлицев 10 шестерни 8, наименьший диаметр впадин шлицев, выполненный на диске 14, соответствует наименьшему диаметру наружной ступенчатой поверхности 19 шлицев

1О, а диаметр впадин шлицсв диска 13 выполнен промежуточным между диаметром впадин дисков 12 и 14, и соответствует диаметру поверхности 18 шлицсв 10 шестерни 8.

При работе дифференциала в ре киме повышающего внутреннего трения пружина 16 устанавливается ме кду шайбами 6 и ведущим диском 11, установленным с внутренней стороны фрикционной муфты. Ведомый диск

13 устанавливается на шлицы 10 по их наружной поверхности 18 и упирается в торец

20. Между ведомым диском 14 фрикционной муфты и торцом 21 шестерни 8 остается зазор.

При работе дифференциала в режиме убывающего внутреннего трения пружина 16 устанавливается между корпусом 1 и наружным ведущим диском 11, установленным с наружной стороны фрикционной муфты. Ведомые диски 12 и 13 теперь меняются местами таким образом, что между торцом и диском 12 остается зазор, а диск 14 упирается в торец 21 шестерни 8, Работает дифференциал следующим образом.

Пружины 15 и 16 обеспечивают предварительное сжатие фрикционных дисков муфты трения, создавая некоторый начальный момент трения.

При приложении к корпусу 1 дифференциала крутящего момента осевые силы, возникающие в зацеплении сателлитов 5 с полуосевыми шестернями 7 и 8 и пропорциональные величине приложенного момента при работе дифференциала шестерни 8 воздействует на ведомый диск 13 и сжимает фрикционную муфту, повышая внутреннее трение в дифференциале.

При работе дифференциала в режиме убывающего внутреннего трения осевая сила воздействует на ведомый диск 14 через торец 21, нейтрализуя действия пружины 16 и, таким образом, ослабляя сжатие дисков фрикционной муфты. В муфте остается только одна пара трения — между ведущим диском 11, установленным снаружи, и ведомым диском 14. В результате внутреннее трение в дифференциале убывает.

Таким образом, путем перестановки пружин

16 и ведомых дисков 13 и 18 фрикционной муфты можно получить дифференциалы как с повьппающим, TBK и с убывающим внутренним трением.

Формула изобретения

Самоблокпрующ1шся дифференциал, содержап1ии кори 1 с со Iцлица ми, В котором 1 становлева крестовина с сателлптамп и шайбами, полуоссвые шестерни со шлицами, выполненными па наружной цилиндрической ступенчатой поверхности ступиц, и муфты трения, состоящие из ведущих дисков, установленных па шлицах корпуса, ведомых дисков, установленных на шлицах ступиц полуосевых шестерен и упругих элементов, отличающийся тем, что, с целью использования его в режимах повышающего и убывающего внутреннего трения, наружная поверхность шлицев ступиц полуосевых шестерен выполнена ступенчатой, а шлицы ведомых дисков имеют разный диаметр впадин, при этом наибольший диаметр впадин ведомого диска соответствует наибольшему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен, наименьший диаметр впадин ведомого диска соответствует наименьшему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен, а промежуточные диаметры впадин ведомых дисков соответствуют среднему диаметру наружной ступенчатой поверхности шлицев полуосевых шестерен.

Материалы, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Хо 3362258, кл. 74-711, 1968.

2. Патент США Ко 340585, кл, 74-711, 1968.

/7

Корректор Л Котова

<аз 2323/18 Изд. № 553 Т ираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова. 2

Редактор А. Купрякова

За

Составитель Г Коршунов

Техред А, Камышникова

Самоблокирующийся дифференциал Самоблокирующийся дифференциал Самоблокирующийся дифференциал Самоблокирующийся дифференциал 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх