Привод каретки графопостроителя

 

И Е

И ЗО БР ЕТЕ Н И Я

""4У..

L ,,л,, ПИСАН 777432

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 12.02.79 (21) 2722963/18-10 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 21.11.80 (51) М.Кл.з 6 01 В 15/24

Государственный комитет ло делам изобретений и открытий, (53) УДК 53.087.61 (088.8) (72) Автор азабр етен ия

Л. И. Моложавый (71) Заявитель (54) П РИ ВОД КАРЕТКИ

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для перемещения регистрирующего органа в двухкоординатных регистрирующих приборах (графопостроителях). 5

Известна;конструкция ленточной передачи, содержащая металлическую перфо,рированную ленту, ведущий, ролик с зубьями, входящими .в зацепление с лентой, и гладкий, направляющий, ролик (или с буртиком) (1).

Известны также конструкции приводов графопостроителя, содержащие электродвигатель, редуктор ведущий ролик со штифтами, входящий в за|цепление сперфо- 15 рированной металлической лентой, и гладкий направляющий ролик, имеющий сферическую поверхность под ленту; концы ленты закреплены .на подвижной каретке (2).

В таких конструкциях приводов, особенно при больших расстояниях между ведущим и,направляющим роликами (большом ходе каретки графопостроителя), лента может либо соскакивать с гладкого или сферического направляющего ролика, либо наблюдается павышенный износ ленты or внтенсивного трения ее краев о буртики и отверстия перфорации о штифты рабочего ,ролика. При этом отверстия ленты не попадают на:штифты рабочего ролика и поГРАФОПОСТРОИТЕЛЯ являются выпучивания и трещины на кромках отверстий.

Это приводиг к резкому снижению надежности и уменьшению долговечности работы устройства, увеличивается шум, создаваемый передачей.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является привод каретки графопостроителя, содержащий электродвигатель, ведущий и направляющий ролики со штырями, на которых установлена гибкая перфорированная лента, закрепленная своими, концами на подвижной каретке, причем ведущий ролик жестко связан с валом электродвигателя, а направляющий установлен в опоре и связан с осью (3).

СвОйственная этому приводу низкая надежность вызвана усиленным износом ленты, особенно IB тяжелых условиях эксплуатации — вибрации, удары, значительные температурные перепады, необходимость очень выоокой точности изготовления IpHты, роликов и точного их взаимного расположения, особенно точной установки направляющего ролика, повышенный шум передачи. Но технологически точно изготовить ленту очень трудно и поэтому всегда имеются погрешности взаимного расположения ленты и штырей роликов (зацепле777432

65 ния), которые, вызывают усиленный износ ленты в зацеплении. К:погрешностям, особенно влияющим на износ ленты, можно отнести «са блевидность» ленты, отклонение взаимного расположения, штырей на роликах (они должны на каждом ролике лежать в одной плоскости) и погрешность .взаимного расположения,роликов.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности работы привода.

Это достигается тем, что в:него введен сферический подшипник (жестко закрепленный,на оси), на котором установлен направляющий ролик, а опора выполнена упругой с возможностью смещения в направлении, параллельном оси ведущего ролика. Кроме того, в упругой опоре Bbtno;Iиены параллельные между собой прямоугольные пазы, образующие гофры в плоскости, параллельной оси направляющего ролика.

Такое решение позволяет снизить трение ленты в зацеплении и увеличить плавность работы привода за счет самоустановки направляющего ролика путем поворота его на подшипнике и смещения за счет гофр в направлении, параллельнам оси ведущего рлика.

На фиг. 1 изображен предлагаемый привод; на фиг. 2 — узел 1;

Привод содержит волновой шагозый электродвигатель 1, на валу которого жестко закреплен ведущий, ролик 2 со штырями

8. Ролик 2.входит в зацепление с перфорированной металлической лентой 4, которая огибает направляющий ролик 5, также имеющий штыри 8, входящие в зацепление с лентой 4. Концы ленты 4 жестко закреплены на подвижной каретке 5. Ролик 5 установлен на сферическом шарикоподшипнике 7, установленном на неподвижной оси

8. Ось 8 закреплена в упругой опоре 9, имеющей гофры в плоскости, параллельной оси 8, позволяющие,ей смещаться параллельно оси ведущего ролика.

Работает устройство следующим образом.

При вращении вала электродвигателя 1 вращается ведущий ролик 2, который штырями 8 перемещает ленту 4. Лента 4. вращает направляющий, ролик 5. При этом ка.ретка 6 перемещается. Ролик 5 имеет возможность поворачиваться на подшипнике 7 (центр сферы подшипника лежит на оси 8) и смещаться в направлении, параллельном оси рабочего ролика от усилий, возникающих на ленте за счет :неточности ее пзготовленйя. Смещение происходит за счет деформации гофр в плоскости, параллельной оси 8, и некоторого их растяжения.

Причем размеры гофр выбираются такими, что cìåùåíèå может быть значительно большим, чем растяжение. Вместо сферического подшипника можно применять

1 радиальный, так как он тоже имеет некоторый поворот наружного кольца.

Таким образом, предложенное техническое рецгение значительно повышает надежность и долговечность работы привода, так как направляющий ролик имеет возможность самоустанавливаться, т. е. поворачиваться на одном подшипнике и смещаться за счет гофр в направлении, параллельном оси ведущего ролика. Точность передачи при этом не уменьшается, так как ролик смещается без изменения межцентрового расстояния (в плоскости, перпендикулярной к оеи направляющего ролика, гофры имеют значительную жесткость) .

Смещение направляющего ролика значительно уменьшает силы трения в зацеплении, снижает колебания натяжения ленты в результате биения роликов. Поворот |ролика на подш ипнике обеспечивает плавный заход штырей роликов в отверстия ленты и значительно уменьшает влияние неточности расположения штырей на направляющем ролике. Смещение направляющего ролика на гофрах значительно уменьшает влияние «саблевидности» ленты. Шум при смещении и повороте направляющего ролика значительно уменьшается и возрастает плавность работы зацепления, снижаются требования к точности изготовления передачи.

Формула изобретения

i. Привод каретки графопостроителя, содержащий электродвигатель, ведущий и направляющий ролики со штырями, на которьгх установлена гибкая перфорированная лента, закрепленная своими концами на подвижной каретке, причем ведущий,ролпк жестко связан с валом электродвигателя, а направляющий установлен в опоре и связан с осью, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введен сферический подшипник, жестко закрепленный на оси и на котором установлен направляющий ролик, а опора выполнена упругой с возможностью смещения в направлении, параллельном оси ведущего ролика. .2.,Привод по п. 1, отличающийся тем, что в упругой опоре выполнены параллельные между собой прямоугольные пазы, образующие гофры в плоскости, параллельной оси направляющего ролика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: !. Справочник конструктора точного приборостроения. Машиностроение.

М.— Л., 1964, с. 865 — 867.

2. Техничеакое описание графопостроителя «Атлас-2», завод «Геофизпрпбор», Ташкент, 1975.

3. Патент Франции ¹ 1235193, кл. G01 D

15124, опублик. 1959 (прототип).

Редактор Е. Гончар

Ссставитель H. Милехин

Техред А. Камышникова

Корректор С. Файн

Заказ 1477/1475 Изд. N 544 Тираж 8!0 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

Привод каретки графопостроителя Привод каретки графопостроителя Привод каретки графопостроителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и позволяет расширить функциональные возможности за счет обеспечения записи показаний измерительного прибора
Наверх