Реверсивная передача

 

Союз Советсиик

Социалистическик

Рвслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ (б1) дополиительиьвт к патеиту (22) Заявлено 150377 (23) 2460653/27-11 (23) Приоритет — (32) Об. 04. 76 (33} Р 2614845.8 (33) ФРГ: (51)М. Кл.8

В 63 Н 23/30

Государственный комитет

СССР яо дедам изобретений и открытий

Опубликовано 150231.Бюллетень Н9 6 (53) УДК 629.1. .037.4(088.8) Дата опубликования описания 15;02ÂÚ

Иностранец

Иоханн Айхингер (ФРГ) (72) Автор изобретения

Иностранная фирма

"Карл Хурт Машинен-унд Цанрадфа р (фРГ) (71) Заявитель (54 ) РЕВЕРСИВНАЯ ПЕРЕДАЧА

Кроме того, реверсивная муфта выполнена с двумя ограничительными упорами, служащими для ограничения хода пружинных элементов до превышения максимально допустимой нагрузки.

Фрикционные кольца выполнены с по крайней мере одним зубом, а муфта включения - c окружными пазами,в которых размещены зубья, при этом зубья и пазы выполнены с наклонными к плоскости вращения взаимодействуюцими гранями, расположенными параллельно друг другу. Дополнительно прукинные элементы выполнены в виде тарельчатых пружин, элементы качения в виде шариков, а впадины на держателе и на фрикционных кольцах — с наклонными гранями, причем взаимодействующие Друг с другом при выключении грани зубьев и пазов направлены под углом к наклонным граням впадин на держателе и фрикционных кольцах.

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивным передачам, преимущественно для Z-образно о привода водных транспортных средств.

Известна реверсивная передача, преимущественно для 2-образного привода водных транспортнык средств, содержащая реверсивную муфту, состоящую из двух фрикционных колец с фрикционными элементами и держателя, жестко соединенного с приводным ва- .лом, и приводные конические шестерни,зацепленные с общим приводным коническим зубчатым колесом (1).

Однако такая передача не обеспечивает плавного переключения, что снижает ее надежность.

Цель изобретения - повышение надежности передачи.

Для этого фрикционные элементы выполнены в виде дисков, а реверсивная муфта снабжена муфтой включения, смонтированной на держателе, и пружинными элементами, размещенными между дисками и приводными коническими шестернями, при этом контактирующие поверхности держателя и фрикционных колец выполнены со впадинами и в них размещены элементы качения.

На фиг. 1 показан Z-образный привод водного транспортного средства, разрез, на фиг. 2 — реверсивная пере- дача, продольный разрез, на фиг.3часть разреза A-А на фиг.2;на фиг.4 вид Б на фиг. 2, на фиг. 5 — разрез

Б-.Б на фиг. 2.

805941

Z-образный привод водного транс1портного средства 1 содержит двигатель 2, связанный через горизонтальный приводной вал 3, на котором установлена реверсивная передача 4, две приводные конические шестерни 5 и 6 и находящееся с ними в зацеплении об4ее коническое зубчатое колесо 7, вал

8, конические шестерни 9, 10 с валом

11, на котором установлен гребной винт 12. Конические шестерни 5 и 6 свободно установлены на валу 3. Их © осевое перемещение ограничено шайбой

13.и уступом 14. Реверсивная передача содержит реверсивную муфту, состоящую иэ держателя. 15, жестко установленного на валу 3 между шестерня- 15 ми 5 и 6, на котором установлена муфта включения 16, и фрикционных колец

17 и 18, свободно (с возможностью вращения) смонтированных на валу 3.

Фрикционные кольца имеют выемки 19, 2О в которых размещены наружные фрикционные элементы, выполненные в виде дисков 20. Межцу наружными дисками размещены внутренние фрикционные элементы (диски ) 21, зацепленные с наружным зацеплением 22 шестерен 5 и

6. Пакеты наружных и внутренних дисков прижимаются прижимными пластинами .23 и 24, имеющими воэможность перемецения в ocesoM зазоре между уступами 25, 26 шестерен 5, 6 и стопорными кольцами 27, 28. Стопорные кольца расположены так, что диски не сжимаются, если кольца 17, 18 не связаны. Между пластинами 23, 24 и шестернями 5, 6 размещены пружинные элемен- З5 ты, выполненные в виде тарельчатых пружин 29 и 30. Фрикционные кольца

17, 18 и держатель 15 на контактирующих поверхностях имеют впадины 31 и

32 с плоскими наклонными гранями 33- 4р

36 ° Во впадинах расположены элементы качения,,выполненные в виде шариков

37. Фрикционные кольца 17, 18 прижимаются к держателю 15 при помощи возвратных пружин 38. Муфта включения 16 состоит из корпуса 39, имеющего кольцевой паэ 40, .и перемычки 41, 42,образующие окружные пазы 43, 44. На внутренней поверхности корпус имеет наклонные. грани 45, 46. Перемычки 41, 42 имеют наклонные грани 47, 48, параллельные граням 45, 46, фрйкционные кольца 17,, 18 выполнемн е зубами 49, 50, грани которых 51, 52 параллельные граням 47, 48.

Пазы 44, 43 имеют ширину по оси больше ширины перемычек 41 и 42. Держатель 15 имеет паз, в котором установлен подпружиненный фиксатор 53 для фиксации муфты 16, а в последней выполнено гнездо 54 для фиксатора и 40 скосы 55, 56 для фиксации других положений муфты 16 ° В держателе 15 смонтированы штифты 57, а фрикционные кольца имеют выемку 58 для обеспечения углового перемещения фрикцион<5 ного кольца относительно держателя.

Стопорные кольца 27, 28 и штифты 57 с выемками 58 являются ограничительными упорами, служащими для ограничения хода пружинных элементов до превышения и при превышении максимально допустимой нагрузки.

Работа передачи происходит следующим образом.

В исходном состоянии зубья 49,50 и перемычки 41, 42 прижаты друг к . другу гранями, параллельными оси, и неподвижны друг относительно друга.

Для приведения во вращение, например, левой шестерни 5 и придания соответствующего вращения гребному винту, муфту включения 16 перемещают, влевоу при этом перемычка 41 сходит с зуба 49, а грани 45 и 51 прижимаются друг к другу и фрикционное кольцо 18 перемещается влево. Вращение вала 3 через взаимодействующие диски 20, 21 передается фрнкционному кольцу 18, которое поворачивается на некоторый угол, шарики 37 набегают на грани впадины, перемещаются еще левее, диски 20, 21 сжимаются и сцепление заканчивается.

Для выключения сцепления муфту 16 перемещают вправо, при этом перемычка 41 и зуб 49 сталкиваются, фрикционное кольцо 18 захватывается держателем и шарики 37 устанавливаются в нижней части впадин. Происходит расцепление.

Ограничение углового перемещения колец 17, 18 относительно держателя обеспечивается штифтами 57 и выемками 58.

Формула изобретения

1. Реверсивная передача, преимущественно для Z-образного привода водных транспортных средств, содержа.щая реверсивную муфту, состоящую иэ двух фрикционных колец с фрикционными элементами и держателя, жестко соединенного с приводным валом, и приводные конические шестерни, зацепленные с общим коническим зубчатым колесом, отличающаяся тем что с целью повышения надежнос тй передачи Фрнкциойныа элемеижн анполнаны в анде диеков, а реаерсианая муфта снабжена муфтой включения, смОнтированной на держателе, и пружинными элементами, размещенными между дисками.и приводными коническими шестернями, при этом контактирующие поверхности держателя и фрикциоиных колец выполнены со впадинами и в них размещены элементы качения.

2. Нередача по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что реверсивная.муфта выполнена с двумя ограничительными упорами, служащими для ограничения хода пружинных элементов до пре805941 вышения и при превышении максимально допустимой нагрузки .

3. Передача по п. 1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что фрикционные кольца выполнены с по крайней мере одним зубом, а муфта включения - с окружными пазами, в которых размещены зубья, при этом зубья и пазы выполнены с наклонными к плоскости вращения взаимодействующими гранями,расположеинюею параллельно друг другу.

4. Передача по п. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, .что пружинные элементы выполнены в виде тарельчатых пружин„ элементы качения — в виде шариков, а впадины на держателе и фрнк.ционных кольцах - с наклонными гранями, причем взаимодействукщие друг с другом при выключении грани зубьев и пазов направлены под углом к наклонным граням впадин на держателе и фрикционных кольцах.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ГДР М 103421, кл. В 63 Н 21/26, 1974.

805941

Составитель В. Макеев

Редактор М. Погориляк Техред М.федорнак Корректор Г. Решетник

Эакаэ 10961/82 Тираж 500 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивная передача Реверсивная передача Реверсивная передача Реверсивная передача Реверсивная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению ,в частности к судовым силовым установкам, и касается способа управления работой фрикционной муфты сцепления

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт

Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в зацеплении с шестерней (3) ведущего вала ((2) зубчатое колесо (4), внутри которого размещены фрикционные муфты (17, 18) с гидравлическим управлением переднего и заднего хода. Ведущий вал (2) посредством этого зубчатого колеса (4) и этих муфт (17, 18) через ведомые валы (5, 7) переднего и заднего хода, а для переднего хода также через промежуточные валы (13, 14) с разделением мощности, соединяется с выходным валом (9). Изобретение направлено на повышение надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора. 2 ил.
Наверх