Движительная колонка для судов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

11 11 635000

Союз Советских

Социалистических

Республик

Ф,4 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2440087/27-11 (51) М. Кл.з

В 63Н 21/26

В 63Н 23/08

В 63Н 23/30 с присоединением заявки ¹

ГосУдаРственный комитет (23) Г1риоритет (43) Опубликовано 30.11,78. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.78 (53) УДК 629.12.532. .582.5 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения Я. Г. Файнберг, О. Е. Мезенцев, P. Галдикас и Г. М. Козырев (71) Заявитель (54) ДВИЖИТЕЛЪНАЯ КОЛОНКА ДЛЯ СУДОВ

Изобретение относится к судостроению.

Известна движительная колонка для c) дов, содержащая верхний и нижний редукторы, кинематически связанные друг с другом посредством двух вертикальных валов, причем верхний редуктор связан с выходным валом двигателя .(1).

Однако для обеспечения реверса в известной колонке необходим отдельный реверс-редуктор, что усложняет J(o»(:(.pyJ(IJII(o и увсличи13аст габариты и вес двнжитсльной колонки.

Цел(> изобрстспия — — снижснпс 13сса и габаритов движительной колонки.

Для этого она снабжена блоком реверса, а верхний редуктор выполнен с двумя ведущими коаксиально расположенными валами переднего и заднего хода, каждый нз J(QTophlx сВязан с Выходным Валом двигателя посредством блока реверса.

Кроме того, блок реверса содержит ведущий барабан с двумя укрепленными в нем шинно-пневматическим л баллонами, каждый из которых выполнен с возможностью взаимодействия с соответствующим ведущим валом верхнего редуктора, и два ведомых барабана, каждый из которых уккреплен на соответствующем ведущем валу верхнего редуктора.

На чертеже показана предлагаемая колонка, общий вид.

Она содержит верхний редуктор, размещенный в корпусе 1, стойку 2 с двумя вертикальнымп валами 3 и 4, и нижний редуктор, расположенный в гондоле 5.

Верхний редуктор прикреплен фланцем корпуса 1 к внутрибортному двигателю 6 и содержит коническую передачу, состоя10 щую из ведущих горизонтальных валов 7 и 8 псрсднс(î и заднего хода соответственно с I o(l((«cc(((lai(»(o,scca>(II, находящимися в постоя(3ном зацеплении с валом-шестерней 9.

15 Блок реверса состоит из ведущего барабана 10 с укрепленными в нем двумя шннно-пневматическими баллонами 11 и 12 и двух ведомых барабанов 13 li 14 переднего и заднего хода соответственно. Ведущий

20 барабан 10 укреплен на маховике 15 двигателя 6. Барабаны 13 и 14 установлены на валах 7 н 8 соответственно. Вал 8 шлицами соединен со ступицей 16 колеса заднего хода. Валы переднего и заднего хода

25 установлены в подшипниках 17 качения, а вал заднего хода — в подшипнике 18.

Для подачи сжатого воздуха в шнннопневматические баллоны служит воздуховод, представляющий собой двойную труб30 ку 19, которая проходит сквозь полый вал

635000

3 заднего хода и укреплена во втулке 20 ведущего барабана 1О. Другой конец трубки

19 установлен в корпусе 1 редуктора на подшипниках 21 качения.

Центральное отверстие 22 двойной трубки 19 предназначено для подвода воздуха в баллон 11 переднего хода, а кольцевой канал 23, образованный наружной и внутренней частями двойной трубки, — для подвода воздуха в баллон 12 заднего хода.

Воздуховод соединен с буксой 24, установленной в корпусе верхнего редуктора и имеющей штуцера 25 для подсоединения шлангов пневмосистемы.

Устройство для равномерного распределенияя крутящего момента между ведущими шестернями нижнего редуктора включает раздаточный редуктор, размещенный в «орпусе 26, и торсионные вертикальные валы

3 и 4 с зубчатыми муфтами 27 — 30.

Раздаточный редуктор предназначен для распределения крутящего момента на два вертикальных вала и содержит цилиндрическую косозуоую передачу, которая состоит из ведущего колеса 31 и ведомого валаколеса 3 . Ведущее колесо 31 закреплено на валу-шестерне 9, установленной вертикально на подшипниках 33 и 34 качения.

Ведомое вал-колесо 32 установлено на подшипниках 35 и 36 качения.

Вертикальные торсионные валы 3 и 4, расположенные в каналах стойки 2, соединены с валом-колесом 32 и валом-шестерней 9 зубчатыми муфтами 27 и 28, а с валами-шестернями 3i и 38 нижнего редуктора зубчатыми муфтами 29 и 30.

Ведущие конические валы-шестерни 37 и

38 установлены вертикально на шарикоподшипниках 39 — 42 в гондоле 5. Сдвоенное ведомое коническое колесо 43 посажено на горизонтальный гребной вал 44, установленный на подшипниках 45 — 47 качения в гондоле 5. На кормовом конце гребного вала 44 укреплен гребной винт 48, а к носовому его концу присоединен масляный насос 49 системы смазки колонки. С целью предотвращения утечки масла и попадания воды во внутреннюю полость нижнего редуктора гребной вал уплотнен резиновыми манжетами 50.

Колонка работает следующим образом.

Крутящий момент от маховика 15 двигателя 6 передается ведущему барабану 10 блока реверса.

Сжатый воздух подается из пневмосистемы судна через буксу 24 и отверстие 22 в один из шинно-пневматических баллонов.

При этом баллон 11 или 12 прижимается

55 к соответствующему ведомому барабану 13 или 14 и таким образом включается передний или задний ход.

Далее при помощи конической передачи переднего хода через шестерни валов 7 и 9 или заднего хода через шестерни валов 8 и 9 крутящий момент передается цилиндрической зубчатой паре колес 31 и 32, распределяющей его на две части. Торсионные вертикальные валы 3 и 4 за счет закрутки выравнивают эти части крутящего момента и передают их в нижний редуктор, где посредством конической передачи через валы

37 и 38 колесо 43 приводит во вращение гребной вал 44 с гребным вин — îì 48. Упор, создаваемый гребным винтом, воспринимается коническими подшипниками 47 и передается через корпус нижнего редуктора и стойку 2 на судно.

Данная конструкция реверсивной колонки в изготовлении несколько дороже известных нереверсивных колонок. Однако при применении реверсивной колонки отпадает необходимость во вспомогательном двигателе и движителе заднего хода, в результате чего покрываются первоначальные затраты на изготовление, упрощается и облегчается конструкция судна и повышаются его технико-экономические показатели.

Формула изобретения

1. Движительная колонка для судов, содержащая верхний и нижний редукторы, кинематически связанные друг с другом посредством двух вертикальных валов, причем верхний редуктор связан с выходным валом двигателя, отл и ч а ющаяся тем, что, с целью снижения веса и габаритов движительной колонки, она снабжена блоком реверса, а верхний редуктор выполнен с двумя ведущими коаксиально расположенными валами переднего и заднего хода, каждый из которых связан с выходным валом двигателя посредством блока реверса.

2. Колонка по п. 1, отлич ающа я ся тем, что блок реверса содержит ведущий барабан с двумя укрепленными в нем шинно-пневматическими баллонами, каждый из которых выполнен с возможностью взаимодействия с соответствующим ведущим валом верхнего редуктора, и два ведомых барабана, каждый из которых укреплен на соответствующем ведущем валу верхнего редуктора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 3487803, кл. 115-17, 1970.

635000

Редактор Т. Горячева

Заказ 2073/11 Изд. № 762 Тираж 526 Подписное

НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель В. Макеев

Техред О. Тюрина

Корректоры: В. Дод и Л. Брахнина

Движительная колонка для судов Движительная колонка для судов Движительная колонка для судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению ,в частности к судовым силовым установкам, и касается способа управления работой фрикционной муфты сцепления

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт
Наверх