Клиновая муфта свободного хода

 

(11 768692

ОПИСАНИЕ

ИЗОВРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Йсюз Соеетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.06.78 (21) 264 1497/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

В 63 Н 23/30

Государстеенный комитет (53) УДК 629.12-8 (088.8) по делам изобретений (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 н открытий, (45) Дата опубликования описания 07.10.80 (72) Авторы изобретения С. В. Селезнев, Г. В. Смолин и А. В. Тарасенко (71) Заявитель Ленинградский институт водного транспорта (54) КЛИНОВАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области судостроения, а именно к клиновым муфтам свободного хода.

Известна роликовая обгонная муфта, содержащая шкив-обойму, звездочку и расположенные между ними подпружиненные ролики с толкателями, причем внутри звездочки смонтирована втулка с выступами по периферии, насаженная на вал вспомогательного двигателя (1).

Недостатком указанного устройства является малая нагрузочная способность и малая допустимая частота свободного хо да. Кроме того, устройство требует высокой точности и сложной технологии изготовления основных рабочих элементов.

Наиболее близким техническим решением из известных является клиновая муфта свободного хода, содержащая наружную и внутреннюю обоймы, кольцо внутренней обоймы с торцевыми кулачками, заклинивающий элемент в виде кольца с торцевыми кулачками и отжимную пружину (2).

Недостаток этого устройства заключается в том, что оно не допускает больших нагрузок и высоких частот относительного вращения рабочих элементов при свободном ходе, а также требует высокой точно2 сти и сложной технологии изготовления основных рабочих элементов.

Целью изобретения является увеличение нагрузочной способности за счет повышения допустимой частоты относительного вращения заклинивающнх элементов при свободном ходе муфты.

Указанная цель достигается тем, что муфта выполнена с дополнительными за10 клинивающими элементами, причем рабо чие поверхности заклинивающих элементов и наружной обоймы выполнены плоскими, при этом плоские поверхности наружной обоймы снабжены фрикционнымн

i16 накладками, кольцо внутренней обоймы подвижно относительно обоймы в осевом направлении, а внутренняя обойма размещена в наружной, снабженной подшипниками.

20 Кроме того, с целью повышения КПД и упрощения технологии изготовления, между торцевыми кулачками внутренней обоймы и заклинивающих элементов размещены иглы, а наружная обойма с рабо2S чими плоскими йоверхностями выполнена с разъемом.

На фиг. 1 показан общий вид муфты свободного хода в разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А фиг, 1; на зр фиг, 3 вид Б фиг. 2.

768692

Предлагаемая муфта свободного хода (МСХ) состоит из наружной обоймы 1, внутри которой на подшипниках 2 (ими могут быть иглы, ролики, специальныс подшипники качения или сколь кения) размещается внутренняя обойма 3.

1-1ажимное кольцо 4 имеет с обеих торцевых сторон торцевые скошенные кулачки и размещастся подвижно на шлица.. внутренней обоймы 3.

Два фланца 5 имеют рабочие поверхности, армированные фрикционными накладками, или комплект фрикционных дисков и соединены с наружной обоймой 1.

Два заклинивающих элемента 6, выполненные в виде колец с плоскими рабочими поверхностями со стороны фланцев 5 и имеющие соответствующие скошенные кулачки со стороны нажимного кольца 4.

Иглы 7 могут размещаться между торцевыми скошенными кулачками нажимного 4 и заклинивающих 6 колец в пазах, расположенных по радиусу.

Две отжимные пружины 8 могут устанавливаться между нажимным 4 и заклп нивающим 6 кольцами.

Внутренняя обойма 3 жестко насаживается на вал первичного двигателя и яьляется ведущим звеном, а наружная обойма 1 жестко связана с валом генератора и является ведомым звеном. При использовании отжимных пружин 8 наружная обойма 1 может служить в качестве ведущего звена, а внутренняя обойма 3 — в качестве ведомого. OT?KHMHbIQ пружины 8 выбирают зазоры и прижимают рабочие поверхности заклинивающих колец 6 к рабочим поверхностям фланцев 5. Угол скольжения сводится к минимуму, и муфта ра ботает независимо от того, какая обойма является ведущей — внутренняя 3 или наружная 1.

При приложении крутящего момента соответствующего знака со стороны первичного двигателя к ведущему звену МСХ, например к внутренней обойме 3 в направлении против движения часовой стрелки, нажимное кольцо 4, поворачиваясь вместе с внутренней обоймой 3, торцевыми скошенными кулачками нажимает на торцевые скошенные кулачки заклинивающих колец 6. При этом заклинивающие кольца 6 своими плоскими рабочими поверхностями прижимаются к плоским рабочим поверхностям фланцев 5. Происходит заклинивание муфты. Крутящий момент передается от ведущего звена обоймы 3 к фланцам 5, и, следовательно, к соединенному с ними ведомому звену — наружной обойме 1 и рабочему механизму— генератору. Заклинивание МСХ происходит за счет того, что силы трения между торцами кулачков меньше, чем суммарная сила трения между плоскими рабочими

Г

4 поверхностями заклинивающих колец 6 и фланцев 5.

Как только прекратится приложение крутящего момента от первичного двигателя к ведущему звену — обойме 3, наружная обойма 1 под действием запасенной кинетической энергии маховых масс ведомого механизма продолжает вращаться в прежнем направлении, вращая флан цы 5 и заклинивающие кольца 6. Торцевыс кулачки заклинивающих колец 6 заходят в широкую часть пространства между торцевыми кулачками заклинивающих 6 и нажимного 4 колец, отходят от фланцев 5, и между фланцами 5 и заклинивающимп кольцами 6 образуется пространство. Муфта расклинивается. Теперь относительная частота вращения ведущего и ведомого звеньев МСХ может быть как угодно велика, так как рабочие поверхности заклинивающих элементов почти не имеют контакта и поэтому при свободном ходе практически не изнашиваются.

Применение предлагаемой муфты свободного хода позволит расширить использование валогенераторных установок в су довых электростанциях.

Встраивание предлагаемой муфты свободного хода в судовые дизель-генераторные агрегаты позволит разукрупнить установленную мощность дизель-генераторов на основе их параллельной работы, повысить коэффициент загрузки дизель-генераторов и работать в режиме наименьшего удельного расхода топлива.

Формула изобретения

1. Клиновая муфта свободного хода, содержащая наружную и внутреннюю обоймы, с торцевыми кулачками, заклинивающий элемент в виде кольца с торцевыми кулачками и отжимную пружину, отличающаяся тем, что, с целью увеличения нагрузочной способности за счсг повышения допустимой частоты относительного вращения заклинивающих элементов при свободном ходе муфты, она выполнена с дополнительными заклинивающими элементами, причем рабочие поверхности заклинивающих элементов и наружной обоймы выполнены плоскими, при этом плоскости поверхности наружной обоймы снабжены фрикционными накладками, кольцо внутренней обоймы подвижно относительно обоймы в оссвом направлении, а внутренняя обойма размещена в наружной, снабженной подшипниками.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения технологии изготовления, между торцевыми кулачками внутренней обоймы и заклинивающих элементов размещены иглы, а наружная обойма с рабочими

768692

5 поверхностями выполнена с Л

Б

Б

ЯМБ фиг. 7

Составитель Л. Лапенко

Техред И. Пенчко корректор А, Акашева

Редактор Н. Ахмерова

Изд. № 599 - Тираж 497

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий.

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Заказ b552

Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкомз плоскими разъемом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

6 o 209155, кл, Г 16D 41/07, 20.01.67.

2. Пилипенко М. Н. Механизмы свободного хода. М., здание «Машинострое. пие», 1966, с, 158 (прототип).

Клиновая муфта свободного хода Клиновая муфта свободного хода Клиновая муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению ,в частности к судовым силовым установкам, и касается способа управления работой фрикционной муфты сцепления

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым установкам малого хода с механическими передачами на гребной винт

Изобретение относится к редукторостроению, в частности к судовым зубчатым реверсивным редукторам с фрикционными муфтами с гидравлическим управлением для соединения валов. В судовом зубчатом реверсивном редукторе между двумя соосно установленными ведомыми валами (5, 7) выполнено находящееся в зацеплении с шестерней (3) ведущего вала ((2) зубчатое колесо (4), внутри которого размещены фрикционные муфты (17, 18) с гидравлическим управлением переднего и заднего хода. Ведущий вал (2) посредством этого зубчатого колеса (4) и этих муфт (17, 18) через ведомые валы (5, 7) переднего и заднего хода, а для переднего хода также через промежуточные валы (13, 14) с разделением мощности, соединяется с выходным валом (9). Изобретение направлено на повышение надежности и компактности судового зубчатого реверсивного редуктора. 2 ил.
Наверх