Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

I

C г Г, т е н; о - и с.; i - :: е с н вд

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИНА

ИЗОБРЕТЕН ИЯ (1115 77 144

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву

2 (51) M. Кл.

В 60 К 17/20 (22) Заявлено 11.08.75 (21) 2163690/li с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.10,77. Бюллетень №89 (45) Дата опубликования описания 25 11.77

Госудврственный комитет

Совета Министров СССР по ревем изооретвний и открытий (53) УЙК 629.11З вЂ” 587 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н, М, Черкасов, Н, С. Бобровский> В, К. Скаргин и P. Ю,,Лопатина (71) Заявитель

Липецкий ордена Ленина тракторный завод им, ХХ1П съезда КПСС (54) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в час.тности к самоблокируюшимся дифференциапам, устанавливаемым между ведущими мостами и в ведущих мостах транспортных средств. Д

Известен сомоблокируюшийся дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, внутри которого размещены обоймы, связанные с полуосями и взаимодействующие одна с другой посредством сухарных элементов 10 (1) .

1едостатком такого дифференциала являют ся повышенные требования к точности, изготовления для обеспечения одновременной работы возможно большего количества сухар- 15 ных элементов, так как в противном случае резко повышаются напряжения в зоне их контакта с обоймами, что приводит к снижению надежности и долговечности дифференциала.

Известен также самоблокируюшийся диффе20 ренциал транспортного средства, содержащий корпус, состоящий из двух частей, в которых установлены полуосевые обоймы, имеющие на торцовых поверхностях упоры, втулку, заключенную между обоймами, на наружной псi- l5 верхности которой выполнены диаметрально раси on оже нные пазы, в которых с та иге нциальным зазором размещены хвостовики собачек, распо- л оже нных на осях, каждая из которых установлена своими концами в частях корпуса подвижно в осевом направлении (21

Однако нечеткое срабатывание собачек на больших скоростях происходит вследствие слабого прижатия их к торцовым выступам полуосевых обойм, из-за появления на боль ших скоростях вращения сил трения, возникающих от центробежных сил, препятствующих перемещению осей собачек вдоль оси и прижатию собачек к торцовым упорам полу осевых обойм, Увеличение же постоянно;дей» ствуюших осевых сил за счет пружин при небольших оборотах дифференциала влечет за собой повышение износа как упоров полуосевых обойм, так и хвостовиков.собачек.

1)елью изобретения является повышение надежности в работе и долговечности за счет преодоления сил трения, возникающих на осях собачек от центробежных сил, обеспечения постоянного оптимального усилия для первмешения собачек B осевом направлении.

577144,цля достижения этой цели на торце каждой оси со стороны расположения хвостовик, собачки, относительно связанной с ним полуосевой обоймы выполнен скос, а и частях корпуса радиальные каналы, в каждом из кс торых установлен подпружиненный в направ лении оси собачки клиновой упор, контакти1 рующий своей клиновой поверхностью со ско сом.

На фиг,;,1 показан дифференциал, продоль ный разрез; на фиг. 2 — разрез по А-А (на фиг.,1); на фиг, 3 — узел 1 на фиг, 1..1Ь фференциал содержит корпус 1, состоящий из двух частей, в которых установленьг „. полуосевые обоймы 2 и 3, имеющие на торцовых поверхностях упоры 4 в виде усеченных конусов или сфер, предназначенных для поворота собачек; втулку 5, заключенную между обоймами.. Ha наружной поверхности втулки выполнены диаметрально расположен. ные пазы, где с тангенциальным зазором размещены хвостовики собачек 6 и 7 (фиг.

2), расположенных на осях 8, каждая из ко торых установлена своими концами в частях д корпус 1 подвижно в осевом направлении, B частях корпуса 1 выполнены также радиальные каналы, в каждом иэ которых уста. новлен подпружиненный пружиной 9 в направ- лении оси собачки клиновой упор 10, взаимо-з0 действующий своей клиновой поверхностью со скосом, выполненным на торце оси 8 собачки со стороны расположения хвостовика собачки относительно взаимодействующей с ним полуосевой обоймы, Собачки 6 и 7 имеют зубья 11.

Дифференциал работает следующим обра, зом.

При прямолинейном движении транспортно

ro средства крутящий момент передается на 40 корпус 1 и через оси 8-собачкам 6 и 7, затем- попуосевым обоймам 2 и 3. Включение дифференциала при этом осуществляется силами пружин 9 совместно с центробежными силами от клиновых упоров 10, возника- 45 юшими при врашейии корпуса 1 дифференциала.

Клиновые упоры 10 своими скосами давят на торцевые скосы осей 8 собачек 6 и

7. Чем больше скорость вращения дифферент 50 циала, тем сильнее силы трения осей 8 собачек 6 и 7, возникающие о центробежных сил, препятствуют перел ешению в осевом направлении собачек 6 и 7 и осей. 8 собачек и тем сильнее клиновые упоры 10 дей- 55 ствуют на оси 8.

Е!ентробежные силы клиновых упоров 10, воздействуя на оси 8, преодолевают силы трения, возникающие на этих осях от rrerr p бежпых сил, а пружины 9, поджимающие 60 клиновые упоры 10, оптимальным усилием поджимают хвостовики собачек 6 и 7 вмес> те с осями к торцовым упорам 4 полуосевых ,обойм 2 и 3. Собачки 6 и 7 поворачивают ся относительно осей 8 до полного входа зубьев 11 в зацепление со шпицами полуосевых обойм 2 и 3 и начинают передават крутящий момент.

В это время хвостовики собачек 6 и 7 свободно располагаются в пазах втулки 5, При торможении центральным тормозом илй двигателем корпус 1 вместе с собачками

6 и 7 поворачивается относительно полуосевых обойм 2 и 3. ГIри встрече хвостовиВ Ф ков собачек 6 и 7 с упорами 4 собачки поворачиваются относительно осей 8 и входят в зацепление с теми же полуосевыми обоймами 2 и 3 противоположными зубьями 11, осуществляя торможение. Втулка5 при этом под действием хвостовиков собачек 6 и 7 поворачивается на некоторый угол, не мешая собачкам 6 и 7 входить в зацепление с зубы ми 11.

При повороте трансп, ртного средства одна из папуосевых обойм 2 и 3, например обойма

2, вращаясь быстрее обоймы 3, своим шлицем за внутренний скос зуба 11 собачки 6 выталкивает эту собачку иэ зацепления с обоймой 2, Втулка 5 под действием хвосто) . вика собачки 6 поворачивается до выбора тангенциального зазора между стенками пеэов втулки 5 и хвостовиками собачек 6 и 7 (см, положение собачки на фиг. 2), При уп> ре втулки 5 в хвостовик собачки 7, находящейся в зацеплении с обоймой 3 зубом 11, втулка 5 удерживает собачку 6, вышедшую иэ зацепления с полуосевой обоймой 2, от дальнейшего поворачпвания„т,е, удерживает собачку 6 в нейтральном положении.

При дальнейшем обгоне обоймы 2 yrr br

4 проходят хвостовик собачки 6, перемешаю. собачку 6 вместе с осью 8 и отталкивают клиновой упор 10 в направлении, перпендикулярном к оси 8, сжимая при этом пружину

9, Применение клиновых упоров, поджимаемых небольшими пружинами, создает оптимальные силы> равномерно прижил1аюшие хвостовики собачек к торцовым упорал полуосевых обойм, как на больших, так и па малых оборотах диффренециала, в результате чего дифференциал работает четко и падежно с минимальными износами, Опасный дифференциал п1п1л1енен rco экспериментальных, промьпплс ппых, сельскохозяйственных и лесных тракто1ппx Г-8011, Л I 3-145, и -80JI Липецкого тр; кто(ill о .чп щ: .

577144

Ф ормула изобретения

Самоблокируюп1ийся дифференциал трансл портного средства, содержащий корпус, состоящий из двух частей, в которых установле5 ны полуосевые обоймы, имеющие на торцовых поверхностях упоры, втулку, расположеннук> между обоймами и имеющую на наружной поверхности диаметрально расположенные.

1О пазы, собачки с хвостовиками, размещенными с тангенциальным зазором в пазах, расположенных на осях, каждая из которых уста-. новлена своими концами в частях корпуса с возможностью перемещения в осевом направ15 лении, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в работе и долговечности, на торце каждой оси со стороны. расположения хвостовика собачки от носительно связанной с ним полуосевой обоймы выполнен скос, а в частях корпуса-радиальные каналы, в каждом из которых установлен подпружиненный в направлении оси собачки клиновый „пор, контактирующий своей клиновой поверхностью со скосом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе;

1,,Гольд Б. В. и др. Теория, конструирование и расчет автомобиля. М., Машгиз, 1957. с, 341, фиг. 225.

2. Авторское свидетельство СССР

N9 479670, кл. В 60 К 17/20, 1974, 577144

Сосатвитель В. Аравии

Техред М. Кепемеш Корректор С. Гарасиняк

Редактор Л. Народная

Филиал IIIIII "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 аказ 4275/9 Тираж 893 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх