Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов

 

Союз Советскнк

Соцналнсткческкк

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.02.80 (21) 2880749/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з

Е 02 С 1/10

Гееудерстеенный кеннтет

СССР

Опубликовано 23.10.81. Бюллетень №39

Дата опубликования описания 28.10.81 (53) УДК 626.422..2 (088.8) по делан изобретений и еткрмтий (72) Автор изобретения

Г. И. Козак

Специальное конструкторское бюро гидротехнических стальных конструкций и механизмов «Запорожгидросталь» (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ШЛЮЗОВЫХ ВОРОТ

ОТ НАВАЛА СУДОВ

Изобретение относится к гидротехнике, в частности к устройству для защиты шлюзовых ворот от навала судов.

Известно устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов, содержащее гибкий заграждающий орган, гидроамортизаторы, расположенные стационарно на береговых устоях, и полиспасты, соединяющие через кинематическую передачу штоки гидроамортизаторов с гибким заграждающим органом (1) .

Недостатком известного устройства для защиты шлюзовых ворот от навала судов является высокая металлоемкость устройства.

Цель изобретения — уменьшение металлоемкости устройства.

Поставленная цель достигается тем, что кинематическая передача содержит установленную на направляющих подвижную каретку и узел соединения заграждающего органа с подвижной кареткой, устройство снабжено упорами для взаимодействия с кареткой, на последней смонтированы неподвижные блоки полиспаста и сцепное приспособление для взаимодействия, каждое с соответствующим упомянутым узлом соединения, причем к сцепному приспособлению прикреплены гибкий заграждающий орган и сбегающие концы полиспаста.

Кроме того, сцепное приспособление содержит поворотные рычаги с исполнительным рабочим органом, снабженные каждый

3 балансирными грузами, и управляемый привод для размыкания, например электромагнит, а каждый узел соединения выполнен в виде стержня с головкой, закрепленного в корпусе, к которому прикреплены сбегающие концы полиспаста. тО Кроме того, сцепное приспособление содержит вилочную проушину, выдвижную ось и управляемый привод для замыкания и размыкания выдвижной оси, например гидроцилиндр, а каждый узел соединения выполнен в виде центральной проушины, 15 закрепленной в корпусе, к которому прикреплены сбегающие концы полиспаста.

На фиг. 1 изображено тормозное устройство, общий вид (тонкими линиями показано положение передвижных кареток в судоходном положении заграждающего органа, 26 пунктиром — положение заграждающего органа в конце навала); на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1 (пунктиром показано судоходное положение опускных кареток и

874862 заграждающего органа); на фиг. 3 — вид

Б на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез  — В на фиг. 1 (первый вариант); на фиг. 5 разрез à — Г на фиг. 4; на фиг. 6 — разрез

 — В на фиг. 1 (второй вариант); на фиг. 7 разрез Д вЂ” Д на фиг. 6; на фиг. 8 — разрез Š— Е на фиг. 3.

Тормозное устройство содержит гибкий заграждающий орган 1, натянутый поперек камеры шлюза, и расположенные с каждой стороны гидроамортизатор 2, полиспаст

3, подвижную каретку 4, узел 5 соединения, неподвижный упор 6.

Гибкий заграждающий орган 1, огибая неподвижные отклоняющие блоки 7, присоединяется с каждой стороны к концевой проушине 8 узла 5 соединения. Гидроамортизаторы 2 стационарно закреплены на береговых устоях параллельно продольной оси шлюза. Полиспаст 3 состоит из подвижных блоков 9, уравнительного блока 10 и неподвижных блоков 11, огибаемых канатом 12. Подвижные блоки 9 и уравнительный блок 10 прикреплены к штоку гидроамортизатора 2, а неподвижные блоки 11 смонтированы на подвижной каретке 4. В корпусе каретки 4 расположены также управляемое сцепное приспособление 13.

Управляемое сцепное приспособление 13 по первому варианту (фиг. 4 и 5) содержит поворотные рычаги 14 с исполнительным рабочим органом и управляемый привод 15 для размыкания. Рычаги 14, вращающиеся на осях 16, со стороны хвостовой части снабжены балансирующими грузами 17. При пружинном замыкании балансирующие гру зы 17 полностью уравновешивают рычаги

14, которые замыкаются пружинами 18.

При грузовом замыкании вес балансирующих грузов подбирается таким образом, чтобы оба рычага замыкались под действием грузового момента, т. е. чтобы грузовой момент верхнего рычага действовал против часовой стрелки, а нижнего — по часовой стрелке. В качестве управляемого привода 15, служащего для размыкания рычагов, в данном варианте использован электромагнит, который с помощью серьги 19 соединен с консольной проушиной 20 рычага 14.

Узел 5 соединения по первому варианту выполнен в виде стержня 21 с головкой, закрепленного в корпусе 22, к которому прикреплены сбегающие концы 23 полиспаста 3.

Управляемое сцепное приспособление по второму варианту (фиг. 6 и 7) содержит вилочную проушину 24, выдвижную ось 25 и управляемый привод 26 для замыкания и размыкания выдвижной оси. В качестве привода 26 в данном варианте использован гидроцилиндр.

Узел 5 соединения по второму варианту выполнен в виде центральной проушины 27, закрепленной в корпусе 22, и которому также прикреплены сбегающие концы 23 полиспаста 3.

Зо

Подвижная каретка 4 и узел 5 соединения в обоих вариантах оборудованы катками 28, которые перемещаются по направляющим 29.

Для возможности обеспечения судопропуска после навала или при его отсутствии гибкий заграждающий орган 1 может либо опускаться на дно камеры, либо подниматься вверх, образуя судоходный габарит над шлюзуемым судном.

В первом случае тормозное устройство содержит дополнительно опускные каретки 30 с отклоняющими блоками 31, перемещающиеся в вертикальных пазах 32. Во втором случае тормозные устройства оборудуются пилонами с отклоняющими блоками на оголовках и подъемными механизмами.

Тормозное устройство работает следующим образом.

В исходном рабочем положении перед навалом шток каждого гидроамортизатора

2 втянут, а узел 5 соединения с помощью управляемого сцепного приспособления 13 соединен с подвижной кареткой 4, образуя единый узел.

При навале судна 33 на заграждающий орган 1 подвижная каретка 4 вместе с узлом 5 соединения начинает перемещаться, вытягивая шток гидроамортизатора 2. Так как неподвижные блоки 11 и сбегающие кон- цы 23 полиспаста 3 в этом случае закреплены в узлах, образующих единое целое, сам полиспаст 3 в процессе навала выполняет функцию простого соединительного звена, связывающего шток гидроамортизатора 2 с подвижной кареткой 4. После затормаживания и отхода судна за линию стоповых огней оператор включает гидроамортизатор

2 на втягивание штока, которое продолжается до подхода подвижной каретки 4 к упору 6. В этом положении между поворотными рычагами 14 и головкой стержня 21 в первом варианте или между осью 25 и отверстием центральной проушины 27 во втором варианте конструктивно предусмотрен зазор, позволяющий произвести расцепление каретки 4 и узла 5 соединения. Включаются приводы 15 для размыкания, которые разводят поворотные рычаги 14, освобождая головку стержня 21 узла 5 соединения (во втором варианте включается управляемый привод 26, который втягивает выдвижную ось 25, освобождая центральную проушину 27 узла 5 соединения). 3атем включается гидроамортизатор 2 на выдвижение штока. Под действием натяжения заграждающего органа 1, определяемого весом опускных кареток 30, узел 5 соединения вместе со сбегающими концами 23 полиспаста 3 перемещается по направляющим 29 в сторону неподвижного октлоняющего блока 7, позволяя опускным кареткам

30 опуститься на дно камеры для обеспечения судопропуска. Подвижная каретка 4 при этом остается на месте, упираясь под действием натянутых ветвей полиспаста 3

874862 в неподвижный упор 6. Благодаря наличию полиспаста 3 длина пути перемещения узла 5 соединения, по сравнению с ходом выдвижения штока, увеличивается в и раз, где и — кратность полиспаста. Так как глубина опускания кареток 30 на.дно камеры на судоходных шлюзах значительно пре- восходит ход штока гидроамортизатора 2, выбираемого из условия затормаживания судов, путем подбора соответствующей кратности полиспаста 3 всегда можно получить требуемую величину опускания кареток 30, не увеличивая при этом длины самого гидроамортизатора и нагрузок на него при навале. В предлагаемом устройстве нагрузка на гидроамортизатор всегда равна усилию в заграждающем органе l и не зависит от кратности полиспаста 3.

Подъем заграждающего органа 1 в рабочее положение происходит в обратном порядке и заканчивается сцеплением подвижной каретки 4 и узла 5 соединения с помощью управляемого сцепного приспо- 2в собления !3.Предлагаемое устройство позволяет иа шлюзах с напором до 25 м уменьшить металлоемкость на 42 /о и.получить годовой экономический эффект 9,85 тыс. руб.

Формула изобретения

l. Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов, содержащее гибкий заграждающий орган, гидроамортизаторы, . расположенные стационарно на береговых . устоях, и полиспасты, соединяющие через кинематическую передачу штоки гидроамор- тизаторов .с гибким заграждающим оргаНом, отличающееся тем, что, с целью уменьшения металлоемкости устройства, кинематическая передача содержит установленную на направляющих подвижную каретку и узел соединения заграждающего органа с подвижной кареткой, устройство снабжено упорами для взаимодействия с кареткой, на последней смонтированы неподвижные блоки полиспаста и сцепное приспособление для взаимодействия, каждое с соответствующим упомянутым узлом соединения, причем к сцепному приспособлению прикреплены гибкий заграждающий орган и сбегающие концы полиспаста.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что сцепное приспособление содержит поворотные рычаги с исполнительным рабочим органом, снабженные каждый балансирными грузами, и управляемый привод . для размыкания, например, электромагнит, а каждый узел соединения выполнен в виде стержня с головкой, закрепленного в корпусе, к которому прикреплены сбегающие концы полиспаста.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что сцепное приспособление содержит вилочную проушину, выдвижную ось и управляемый привод для замыкания и раз- мыкания выдвижной оси, например, гидроцилиндр, а каждый узел соединения выполнен в в виде центральной проушины, закрепленной в корпусе,.к которому прикреплены сбегающие концы полиспаста.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

1, Патент ФРГ № 1459448, кл. 84 — в l/10, 09.10.69 (прототип).

874862

Фиг. 7

E-E

Составитель Г. Луценко

Редактор И. Юрковецкий Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

Эаказ 9274/48 Тираж 696 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская ыаб., д. 4!5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул Проектная, 4

Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов Устройство для защиты шлюзовых ворот от навала судов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, а именно к судоходным шлюзам, и предназначено для защиты ворот шлюзов от навала судов

Изобретение относится к области водного транспорта и предназначено для повышения безопасности шлюзования судов, а именно для защиты ворот шлюза от навала судов

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям и касается конструирования судоходных шлюзов
Наверх