Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства

 

Союз Советскнк

Соцналнстнческнк

Реслублнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Яололнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 31. 10. 80 (21) 2999545/27-11 с лрисоедкнениен заявки М (23)Приоритет

Опубликовано 07.06 .82. Бюллетень М2!

Дата онубликования олнсания 07.06 .82 (Sl)NL, Кл, В 60 К 17/20

9кудауатвеавб кенвтвт

CCCP ао делен нзебретевй к втФфтпка (53) УДК 629. 113-587 (083. 8) 1: 4 ° t с), ; ° ъ,л ;,;.

Н.М. Черкасов, А.ф, Филатов, B.К. Скаргин, Я t, Т ",»;;-::,,, Н.С. Бобровский (72) Авторы изобретения б

Липецкий ордена Ленина тракторный завод имени XX l l I съезда КПСС (71} Заявитель (54) САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транс1 портному машиностроению, в частности к самоблокирующимся дифференциалам свободного хода, устанавливаемым. между ведущими мостами и в ведущих мостах транспортных средств.

Известен самоблокирующийся дифференциал транспортного средства,содержащий корпус, состоящий иэ двух частей, в которых соосно установлето ны полуосевые обоймы с храповиками, имеющими шлицеобраэные радиальные зубья, стопорные устройства в виде собачек с хвостовиками, установленных на осях, закрепленных в указанных чаСтях корпуса, и ограничитель поворота собачек, установленный между обоймами, на наружной поверхности которого выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых с тангенциальным зазором размещены хвостовики собачек (11.

Недостатками такого дифференциа- ла, установленного между мостами и имеющего большие, обороты на транспортных скоростях, являются повышенные износы хвостовиков собачек и упоров на торцевых поверхностях полуосевых обойм, а при износе их нечеткое срабатывание собачек, лиш- ние износы осей собачек, перемещающихся в осевом направлении и прижи-. маемых к частям корпуса центробежными силами, повышенные износы хвостовиков собачек и пазов втулки, в которых они размещены, и нечеткость работы дифференциала иэ-за появления осевых усилий от полуосевых обойм, зажимающих указанную втулку. Из-за перечисленных недостат1 ков не обеспечивается высокая надежность в работе дифференциала.

Дифференциал не технологичен в изготовлении, так как выполнение упоров на торцевой поверхности обойм очень трудоемко.

Целью изобретения является повышение надежности и долгОвечности.

3 93348

Указанная цель достигается тем, что дифференциал снабжен шариками, установленными в отверстиях хвостови ков собачек и подпружиненными относительно соответствующей части корпуса для взаимодействия с торцевыми поверхностями зубьев соответствую щих храповиков, и цапфой, выполненной заодно с одной иэ обойм, на которой установлен ограничитель ïîâîрота собачек, при этом собачки и оси установлены в корпусе неподвижно в осевом направлении.

На фиг. 1 изображен дифференциал, продольный разрез; на фиг, 2 - разрез A-А фиг.l; на фиг. 3 - узел J фиг, 1.

Дифференциал содержит корпус 1, состоящий из двух частей, в которых установлены полуосевые обоймы 2 и 3, имеющие храповики с шлицеобразными зубьями 4. Обойма 3 имеет цапфуупор 5, ограничивающую осевое перемещение обойм 2 и 3. На цапфе-упоре

5 свободно смонтирован ограничитель

6, на наружной. поверхности которого выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых с тангенциаль ным зазором размещены хвостовики собачек .7 и 8,, установленных на осях 9. Каждая ось 9 установлена своими концами s частях корпуса 1 неподвижно. Собачки 7 и 8 имеют по два зуба 10. В ступенчатых отверстиях хвостовиков этих собачек размещены шарики 11, поджимаемые пружинами 12 посредством пластин 13, установленных на осях 9.

Самоблокирующийся дифференциал работает следующим образом.

При прямолинейном движении транспортного средства крутящий момент передается на корпус 1 дифференциала и через оси 9 -. на собачки 7 и S, затем на обоймы 2 и 3, которые передают крутящий момент в зависимости от места установки дифференциала на мосты или колеса.

Включение блокировки дифференциала осуществляется следующим образом.

Пружина 12 посредством пластины

13 поджимает шарик 11 к ступеньке, ограничивающей выдвижение этого шарика из отверстия в хвостовике собачек 7 и 8. Во время вращения корпуса 1 вместе с осями 9 и собачками 7 и 8 шарики 11 своими выступающими

S е

IS

39

jS ао

so

6 4 из хвостовиков этих собачек частя- . ми упираются в торцы зубьев 4 храповиков обойм 2 и 3, которые поворачивают собачки 7 и 8 относительно осей 9. При этом собачки 7 и 8 зубьями 10 входят в зацепление с зубьями

4 храповиков обойм 2 и 3, которые и передают крутящий момент к мостам или колесам транспортного средства.

Хвостовики собачек 7 и 8 в это время свободно располагаются в пазах ограничителя 6.

При торможении транспортного средства тормозом или двигателем обоймы 2 и 3 вращаются быстрее, чем корпус 1 дифференциала вместе с собачками 7 и 8. При встрече с торцами зубьев 4 храповиков обойм 2 и 3 шарики 71 поворачивают эти собачки относительно осей 9 и вводят их в зацепление с теми же обоймами 2 и 3, но с противоположными зубьями 10, осуществляя торможение мостов (колес). Ограничитель 6 при этом под действием хвостовиков собачек 7 и 8 поворачивается на некоторый угол, не мешая им включиться в зацепление с обоймами 2 и 3.

При повороте транспортного средства, когда, например, обойма 2 эабегающего моста {колеса) вращается быстрее ведущей, обоймы 3, шлицеобразным зубом 4 храповика за внутренний скос зуба 10 собачки 7 последняя выталкивается из зацепления с обоймой 2. Ограничитель 6 под действием хвостовика собачки 7 поворачивается до выбора тангенциального зазора между стенками пазов этого ограничителя и хвостовиками собачек

7 и 8 (cM. положение собачек на фиг.2).

При упоре ограничителя 6 в хвостовик собачки 8, находящейся в зацеплении с обоймой 3 зубом 10, этот ограничитель удерживает собачку 7, вышедшую из зацепления с обоймой

2, от дальнейшего проворачивания,т.е. удерживает эту собачку в нейтральном положении. При дальнейшем обгоне обоймы 2 торцы зубьев 4 храповиков ( проходят хвостовик собачки 7, утопляя шарик 11 в отверстии хвостовика этой собачки, который затем действием пружины 12 занимает свое исходное положение при попадании в выемку между зубьями 4 храповика обоймы 2.

Установка подпружиненного шарикового упора в хвостовике собачки поз5 9334 воляет создавать постоянную одинаковую силу прижатия его к торцам шлицеобразных зубьев храповиков полуосевых обойм как на больших, так и на малых оборотах работы дифференциала, при этом повышаются четкость и надежность в работе дифференциала.

Выполнение цапфы-упора на торце одной из обойм, гарантирующей свободную установку ограничителя поворота 10 собачек, также повышает надежность в работе дифференциала.

В связи с упрощением конструкции дифференциала он стал менее трудоемок в изготовлении. 1S

Увел чился срок службы дифференциала вследствие исключения осевых перемещений собачек и их осей во время его работы.

Формула изобретения

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, состоящий из двух частей,в которых соосно установлены полуосевые обоймы с храповиками, имеющими

86 6 шлицеобразные радиальные зубья, сто-. порные устройства в виде собачек с хвостовиками, установленных на осях, закрепленных в указанных частях корпуса, и ограничитель поворота собачек, установленный между обоймами, на наружной поверхности которого выполнены диаметрально расположенные пазы, в которых с тангенциальным зазором размещены хвостовики собачек, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, он снабжен шариками, установленными в отверстиях хвостовиков собачек и подпружиненными. относительно соответствующей части корпуса для взаимодействия с торцевыми. поверхностями зубьев соответствующих храповиков, и цапфой, выполненной заодно с одной из обойм, на которой установлен ограничитель поворота собачек, при этом собачки и оси установлены в корпусе неподвижно в осевом направлении;

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

h" 577144, кл. В 60 K 17/20, 1975.

933486

Заказ 4067/25

Тираж 718 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, а-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4

Составитель С. Белоусько

Редактор 3. Бородкина Техред Л. Пекарь .. КорректоР Ю. Макаренко

Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх