Блокируемый дифференциал транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

© @ < A H I4 6 (i()901093

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.05.80 (2) ) 2920286/27-11 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.01.82. Бюллетень N 4

Дата опубликования описания 02.02.82 (ь! jM. Кд .

В 60 К 17/20

@еударстеены5 квинтет

СССР ао делаи нзабретеннй н откритнй

Щ) УДК 629.113-587 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. А. Балицкий и А. Т. Скойбеда

if A

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени fP. политехнический институт ЗМ

t (7I) Заявитель (54) БЛОКИРУЕМЫЙ ДИФФЕРЕНЦКАЛ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, в частности к устройствам блокировки дифференциала.

Известен блокируемый дифференциал транспортного средства, содержащий уста-. новленные в корпусе полуосевые шестерни, две сателлитные шестерни, расположенные на обшей сателлитной оси, закрепленной в корпусе, и входяшие в зацепление с полуосевыми шестернями, и кулачковую

10 муфту, состоящую из двух нолумуфт, одна иэ которых установлена неподвижно, а вторая подпружинена с возможностью связи с кулачками другой (1) .

l$

Недостатками данного устройства является то, что при движении машины с вы сокими поступательными скоростями на транспортных работах и при входе в поворот разблокирование дифференциала происходит резко в динамике, что вызывает ударные нагрузки в трансмиссии машины и приводит Факже к повышенному износу

ШИНе

Цель изобретения - повышение аффективности работы дифференциала путем уменьшения момента блокировки на высо ких скоростях транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что кулачковая муфта установлена на сателлитной оси, причем одна из ее полумуфт жестко связана с одной из сателлитиых шестерен, а центр тяжести второй смещен относительно оси вращения корпуса дифференциала в сторону другой сателлитной шестерни.

На фиг. Х показан механизм блокиров ки дифференциала, разрез; на фиг. 2развертка кулачков блокируемой кулачксвой муфты.

Механизм блокировки состоит из подвижной полумуфты 1, имеющей торповые кулачки трапециедальной формы, сцеплен ные с кулачками шестерни 2. Полумуфта

1 установлена подвижно на шпонке 3 на оси 4 и нагружена осевым усилием пружины 5. На одном из кулачков полумуфты

1 расположен штифт 6. В кольцевой рас

3 9010 точке шестерни 2 установлено кольцо 7 с торцовыми выступами, равномерно расположенными по окружности кольца симметрично кулачкам. Подвижная полумуфта выполнена массивной, что обеспечивается установкой на иее допогпштельного груза 8. Для предотвращения поворота оси 4 относительно корпуса дифференциала 9 она зажата планками 10, шестерни 2 и 11 сцеплены с полуосевой шестер-ù ней 12, пружина 5 опирается на шестерню 11 через упорную шайбу 13.

Механизм работает следующим образом.

При движении по грунтам на низких поступательных скоростях, когда необходимо, чтобы машина имела высокие тяговосцепные свойства, подвижная полумуфта 1 нагружена осевым усилием пружины 5, способствующим сцеплени1о ее кулачков с кулачками шестерни 2 в момент блокировки, исключающий цробуксовку одного из колес в момент попадания его на участок с низким коэффициентом сцепления.

Движение машины с высокими транспортными скоростями обычно осуществляется по хорошей грунтовой или асфальтированной дороге. При этом блокирование дифференциала нежелательно, так как при повороте машины выключение кулачковой муфты сопровождается ударом и динамическими нагрузками в трансмиссии. Кроме того, при резком входе в поворот с заблокированным дифференциалом увеличивается износ шин. Поэтому в устройстве при увеличении частоты вращения дифференциала (что соответствует высоким поступательным скоростям движения машины) подвижная кулачковая полумуфта под действием центробежной сил : инерции будет перемещаться по оси сателлиЩ тов и сжимать пружину 5, нейтрализуя ес осевое действие на кулачковук муфту.

Это облегчает выключение кулачковой муфты и разблокирование дифференциала при высоких поступательных скоростях. Кроме того, при соответствующем подборе массы подвижной полумуфты можно црактически выключать из работы кулачковую муфту, т.е. дифференциал будет разблокирован.

Дальнейшая работа кулачковой муфты после разблокирования осуществляется в следующем порядке. 1<огда кулачки полумуфты 1 выходят из зацепления с куле рками шестерни 2, происходит проворот полу- 55 муфт, штифт 6 зацепляет кольцо 7 за торцовый выступ и кулачки полумуфты 1 упираются в выступ кольца 7, что пре93 4 пятствует включению кулачковой муфты

При этом дифференциал разблокирован.

После окончания поворота при переходе к прямолинейному двоению шестерня 2 в зависимости от направления поворота замедляет или ускоряет свое вращение относительно полумуфты 1. Это происходит вследствие разных причин: тангенциальной деформации шин, закрутки трансмиссии, колебательного движения управляемых колес после выхода из поворота и т.п. Б этом случае кулачки полумуфгы 1 соскакивают с выступов. кольца 7, и кулачковая муфта включается - дифференпиал заблокируется, Таким образом, включение и выключение кулачковой муфты при низких поступательных скоростях движения осуществляется с большим осевым усилием, а при высоких скоростях с малым, а при соответствующем подборе массы груза и нулевым осевым усилием.

Предлагаемое изобретение повышает тягово-сцетгные свойства на низких поступательных скоростях, а также снижает нагрузку трансмиссии и уменьшает износ шин при высоких поступательных скоростях движения машины. Кроме того, облегчаются условия труда водителя путем автоматического выбора моментов включения и выключения муфтой блокировки в зависимости от скорости движения.

Формула изобретения

Блокируемый дифференциал транспортного средства, содержащий установленные в корпусе полуосевые шестерни, расположенные на общей сателлитной оси, закрепленной в корпусе, и входятпие в зацепление с полуосевыми шестернями, и кулачковую муфту, состоящую из двух полумуфт, одна из которых установлена неподвижно, а вторая полумуфта подпружинена с возмож=ностью связи с кулачками другой, о т— личающийсятем,что, сцелью повышения эффективности работы дифференциала путем уменьшения момента блокировки на высоких скоростях транспортного средства, кулачковая муфта установлена на сателлитной оси, причем одна из ее полумуфт жестко связана с одной из сателлитных шестерен, а центр тяжести второй смещен относительно оси вращения корпуса дифференциала в сторону другой сател,питной шестерни.

И сточники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР по заявке М 2854348/27-11, кл. Б 60 К 17/02, 17.12.79(прототип).

Составитель С. Белоусько

Редактор И. Ковальчук Техред М. Рейвес Корректор N. немчик

Заказ 12278/14 Тираж 714 Подписное

ВНИИПИ Государственного комйтста СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Блокируемый дифференциал транспортного средства Блокируемый дифференциал транспортного средства Блокируемый дифференциал транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх