Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Соцналюктнчеамих

Республик

<»970612 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 220181 (21) 3238616/24-07

151} М. Кп.з

Н 02 Р 3/12 с присоединением заявки ¹â€”

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53} УДК 621. 313.2 (088.8) Опубликовано 30.10.82. Бюллетень ¹40

Дата опубликования описания 3010.82

«««2 .. °.... — ° ««»

Я.И.Гаврилов, В.A .Ìíàöàêàíoâ и И.A.Ðþüùí

ЫАт«РИМЕ Р ХИЖ)"ИИ(«™

Всесоюзный научно-исследовательский ин итууц дц()1 (А вагоностроения

72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ТЯГОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано преимущественно на мотор-вагонах метрополитена.

Известно устройство для регулирования скорости тяговых двигателей, содержащее тиристорный прерыватель, включенный в цепь якоря тягового двигателя, подключенного к источнику питания через фильтр и пусковой резистор, параллельно которому включен контактор, обратный диод, шунтирующий якорь и .обмотку возбуждения тягового двигателя. В известном устройстве для обеспечения плавности при тро ании вагона .в цепь питания тяговых двигателей между источником и срильтром включен пусковой резистор, который.при.выходе двигателей на автоматическую характеристику шунтируется линейным контактором (1).

Недостатки известного. устройстваповышенные массо-габаритные показатели, обусловленные наличием пускового резистора, и появление толчков в конце пуска при шунтировании этого резистора.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока, содержащее тиристорный прерыватель, включенный в цепь последовательно соедиенных якоря тягового двигателя, разделительного диода, параллельно которым включен силовой контакт одного из контакторов, и обмотки возбуждения тягового двигателя, причем точка соединения якоря тягового двигателя и силового контакта одного иэ контакторов через силовой .контакт другого контактора подключена к общей точке соединения катода обратного диода и плюсовой шины источника

IS питания, а силовои контакт третьего контактора включен между точкой соединения якоря тягового двигателя и разделительного диода и точкой,соединения тиристорного регулятора и мину2О совой шины источника питания (2).

В известном устройстве для обеспечения плавности при трогании тягового двигателя (или требуемого диапазона регулирования) приходится понижать частоту работы тиристорного прерывателя. Однакб при использовании укаэанного устройства на вагоне метро и работе на пониженных частотах, чтобы не оказыйать мешающего влияния на систему автоматического регулиро970612 вания скорости электроподви>кного состава, приходится увеличивать массу и габариты входного фильтра.

Пель изобретения - расширение диа" пазона регулирования для обеспечения плавного пуска при неизменной частоте работы тиристорного прерывателя.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено пускоториознщл. резистором, включенным параллельно ему шунтирующим тиристором и тормозным, 10 тиристором, причем параллельно тиристорному прерывателю через силовой контакт третьего контактора включена цепь из последовательно соединенных пускотормоэного резистора и 15 тормозного тиристора, общая точка соединения которых подключена к аноду обратного диода.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства.

Устройство содержит тиристорный прерыватель 1, включенный в цепь последовательно соединенных якоря тягового двигателя 2, разделительного диода 3, параллельно которым включен силовой контакт 4, и обмотки 5 возбуждения тягового двигателя 2, причем точка соединения якоря тягового двигателя 2 и силового контакта 4 через силовой контакт б подключена к общей точке соединения катода об- ЗО ратного диода 7 и плюсовой шины источника питания, а силовой контакт 8 включен между точкой соединения якоря тягового двигателя 2 и разделительного диода 3 и точкой соединения 35 тиристорного прерывателя и минусовой шины источника питания, пускотормозной резистор 9, включенный параллельно ему шунтирущдий тиристор 10 и тормозной тиристор 11, причем параллель-.gQ но тиристорному прерывателю 1 через силовой контакт 8 включена цепь из последовательно соединенных пускотормозного резистора 9 и тормозного тиристора 11, общая точка соединения 45 которых подключена к аноду обратного диода 7. Обмотка 5 шунтируется прерывателем 12.

На выходе устройства стоит фильтр, состоящий из.дросселя 13 и конденсатора 14.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

В двигательном режиме силбвые контакторы 4 и 8 разомкнуты, а контакт б 55 замкнут. В момент трогания пусковой ток определяется минимальной длительностью р, включенного состояния тиристорного прерывателя 1 при заданной частоте его работы. Напряжение ® к тяговому двигателю прикладывается импульсами. Среднее напряжение за период работы прерывателя составляет . н (се=" " o ..

О

65 где (О - минимальное заполнение ти- ристорного прерывателя.

Резистор 9 при включенном тиристорном прерывателе 1 не обтекается током. После выключения прерывателя 1 ток якоря замыкается через обратный диод 7 и резистор 9, поэтому при расчете пускового тока следует учитывать эквивалентную величину сопротивления этого резистора

R 9э К9(! do )

По мере разгона двигателя с увеличением коэффициента заполнения тиристорного прерывателя эквивалентное значение сопротивления резистора уменьшается. При работе двигателя на автоматической характеристике, чему соответствует работа тиристорного прерывателя 1 с d.= 1, эначеНие В 9з близко к нулю.. Однако наличие резистора 9 в схеме в течение всего времени до момента выхода двигателя на автоматическую характеристику ослабленного поля (регулирование поля осуществляется с помощью тиристорного прерывателя 12), приводит к неоправданным дополнительным потерям. Чтобы не допустить эти потери в схеме предусмотрен шунтирующий тиристор 10. С помощью этого тиристора, не нарушая плавности разгона двигателя, осуществляется уменьшение эквивалентного сопротивления резистора 9 до нулю задолго до момента выхода двигателя на автоматическую характеристику ослабленного поля.

Шунтирующий тиристор 10 выключается одновременно с включением прерывателя 1, а его включение осуществляется с регулируе>лой задержкой по отношению к моменту выключения прерывателя 1. При R9 = 0 тиристор 10

Э необходимо включить в момент выключения прерывателя 1. Использование резистора 9 для расширения диапазона регулирования не приводит к увеличе-. нию массогабаритных показателей устройства, так как этот резистор можно использовать в режиме реостатного торможения. При переходе к рекуперативно-реостатному торможению замыкают силовые контакты 4 и 8, а силовой контакт б размыкают. Одновременно с выключением прерывателя 1 в каждогл периоде его работы подается команда на включение тормозного тиристора 11 и ток заьыкается по цепи: двигатель 2 — силовой контакт 4 — обмотка 5 — резистор 9 тиристор 11 — двигатель 2. Энергия выделяется в пускотормозном резисторе 9. В то>л случае, если имеются потребители электрической энергии, возможно осуществление и рекуперативного торможения. Для этого при выключени прерывателя 1 и>лпульс на включение тормозного тиристора 11 не подается, а включается тиристор 10, 970612

30 ток замыкается по цепиг двигатель 2контакт 4 - обмотка 5 — тиристор 10.. .диод 7 -, дроссель 13. - источник питания — контакт 8 двигателя 2. Энергия рекуперируется в источник.

Применение предлагаемого устройства, особенно на электроподвижном составе метрополитена, позволит расширить диапазон регулирования при пуске двигателей и обеспечить требуемый комфорт при перевозке пассажи- 10 ров.

Формула изобретения

Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока, содержащее тиристорный прерыватель, включенный в цепь последовательно соединенных якоря тягового двигателя, разделительного диода, параллельно которым включен силовой контакт одного из контакторов, и обмотки возбуждения тягового двигателя,. причем точка соединения якоРя тягового двигателя и силового контакта одного из контакторов через силовой контакт другого контактора подключена к общей точке соединения катода обратного диода и плюсовой шины источника питания, а силовой контакт третьего контактора включен между точкой соединения якоря тягового двигателя и разделительного диода и точкой соединения тиристорного регулятора и минусовой шины источника питания, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона регулирования для обеспечения плавности пуска при неизменной частоте работы тиристорного преобразователя, устройство снабжено пускотормоэным резистором, включенным па» раллельно ему шунтирующим тиристором и тормозным тиристором, причем параллельно. тиристорному прерывателю через силовой контакт третьего контактора включена цепь из последовательно соединенных пускотормоэного резистора и тормозного тиристора, общая точка соединения которых подключена к аноду обратного диода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Хвостов В.С., Гаврилов Я.?I.

Вагон метрополитена с импульсным регулированием скорости при пуске и торможении.- "Электричество", 1972, Р 9, с.19.

2. Патент Японии Р 44-12295, кл. 79 A 134 ° 21, 1969.

ВНИИПИ Заказ 8418/72

Тираж 721 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул.Проектная,4

Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока Устройство для регулирования скорости тягового двигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромеханике и предназначено для тяговых приводов электрического транспорта с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, в которых используется электрическое торможение

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах постоянного тока в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах постоянного тока в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока
Наверх