Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения

 

ОП ИСАНИ Е и>978301

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 11. 06. 81 (2! ) 3301996/24-07 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51) М. Кл.

Н 02 Р 3/12

1Ъоудароткииый комитет

СССР ло делам изаоретеиий и открытий

Опубликовано 30 11.82. Бюллетень Рй 44

Дата опубликования описания 02 . 1 2 .82 (53) УД К621. 316. .718.5(088,8) k " ма

Ъ ъ

В.М. Пожидаев, В.В. Омельченко и М.А, Айтмаов1

1,. . ° i (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (g4) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу.

Известны электроприводные устройства, которые для управления электродвигателем постоянного тока независимого возбуждения снабжены контакт5 ными переключателями, обеспечивающими подключение обмотки якоря к источнику питания в дви гател ьном режиме или замыкании ее накоротко для осу" ществления режима динамического торможения (1 3.

Наиболее близким техническим реше нием к предлагаемому является уст:,ройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения, содержащее .источник питания, к клеммам которого через ключ и диод подключена якорная 2о обмотка электродвигателя, основной транзистор, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор подключен к якорной цепи электродвигателя, а в базовую цепь включен ограничительный резистор (2).

Известные устройства не обеспечивают отключение обмотки возбуждения двигателя от источника питания после торможения и остановки двигателя, что увеличивает потери в двигателе и снижает его КПД.

Цель изобретения " улучшение энергетических показателей электропривода °

Поставленная цель достигается тем, что в устройство введен дополнительный транзистор, обмотка возбуждения электродвигателя подключена к источнику питания через эмиттер - коллекторный переход дополнительного транзистора, змитер-базовый переход которого подключен к тормозному резистору, а база основного транзистора через ограничительный резистор соединена с базой дополнительного транзистора.

На чертеже представлена схема устройства.

3 9783п

Устройство содержит источник 1 питания, к клеммам которого через ключ 2 и диод 3 подключена якорная обмотка 4 электродвигателя, основной транзистор 5, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор 6 подключен к якорной цепи электродвигателя 4, а в базовую цепь включен ограничительный резистор 7, дополнительный транзистор 8, через эмиттер-кол- щ лекторный переход которого подключена обиотка 9 возбуждения к источнику 1 питания, эмиттер-базовый переход транзистора 8 подключен к тормозному резистору 6, а база основного транзис- тора через ограничительный резис" тор 7 соединена с б>азой дополнительного транзистора 8. Обмотка 9 возбуждения шунтирована диодом 10.

Уст,>ойство работает следующии об- щ разои, При замыкании ключа 2 к обмотке 4 якоря двигателя подключается источник 1. Одновременно напряжение подается и на резисторы 6 и 7, вследствие чего транзистор 8 переходит в режим насыщения и подключает к источнику обмотку 9 возбуждения. Двигатель переходит во вращение. При этом ток, протекающий по обмотке якоря двигате" 30 ля 4, создает падение напряжения на диоде 3, которое обеспечивает удержание в запертом состоянии транзистора 5.

При разиыкании ключа 2 падение напряжения на диоде 3 становится рав- ным нулю и транзистор 5 насыщается под действием тока, обусловленного обратной ЭДС двигателя (полярность этой ЭДС обозначена на чертеже ) и протекающего через эмиттер-базовый переход транзистора 5 и резисторы 6 и 7. Двигатель переходит в режим дина" мического торможения. При этом ток в обиотке якоря, обусловленный действием обратной ЭДС, замыкается через насыщенный эмиттер-коллекторный переход транзистора 5 и резисторы 6 и 7,За счет наличия падения напряжения на резисторе 6 транзистор 8 остается во включенном состоянии и по обмотке 9 .. 50 возбуждения электродвигателя продолжает протекать электрический ток. Как только двигатель остановится, обратная ЭДС, исчезнет и транзистор 8 закроется, так как его эмиттер и база будут ииеть одинаковый потенциал. Обмотка возбуждения g отключится от пиI

E 4 тающего напряжения, В итоге электродвигатель не будет потреблять электрической энергии.

Таким образом, предлагаемое устройство, обеспечивая эФфективное динамическое торможение двигателя после отключения источника питания, удерживает обмотку возбуждения под напряжением ровно такой промежуток времени, в

:.течение которого осуществляется это торможение. Это оостоятельство существенно улучшает энергетические показатели электропривода, так как в отличие от известных устройств в устройстве обмотка возбуждения невключенного двигателя не потребляет энергию от источника.

Формула изобретения

Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения, содержащее источник питания, к клеммам которого через ключ и диод подключена якорная обмотка электродвигателя, основной транзистор, эмиттер-коллекторный переход которого через тормозной резистор подключен к якорной цепи электродвигателя, а в базовую цепь боклю«ен ограничительный резистор, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения энергетических показателей, введен дополнительный транзистор, обмотка возбуждения электродвигателя подключена к источнику питания через эмиттер-коллекторный переход дополнительного транзистора, эмиттербазовый переход которого подключен к тормозному резистору, а база основного транзистора через ограничительный резистор соединена с базой дополнительного транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кулебакин В,С., Нагорский В.Д. Электропривод самолетных агрегатов и механизмов". В кн. ЭлектриФикация самолетов, T.1. Изд-во ВИА им. Н. Е.Жуковского, 1952, с. 558, Фиг. 30.4.

2. Пожидаев В.И. О применении бесконтактных элементов в схемах торможенил электродвигателей постоянного тока. - Известия высших учебных заведений. "Электромеханика", 1964, Г 2, с. 2Q9.

978301

Составитель M. Кряхтунова

Техред Е.Харитончик .Корректор Н. Король

Редактор А. Власенко

Заказ 9236/72 Тира>ч 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

11 035 Москва И-Я Раушская наб. д. 4/$ филиал ППП "Патент", г. Уигород, ул. Проектная,

Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения Устройство для динамического торможения электродвигателя постоянного тока независимого возбуждения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромеханике и предназначено для тяговых приводов электрического транспорта с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, в которых используется электрическое торможение

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах постоянного тока в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для динамического торможения в электроприводах постоянного тока в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока
Наверх