Фрикционный гаситель колебаний

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Ш 4 В 61 F 5/12, 5/26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3826483/27-11 (22) 14.12.84 (46) 23.05.86. Бюл. № 19 (71) Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) К. Ф. Щербаков, С. В. Паулус и P. П. Иваницкий (53) 625.2.011/012 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 225252, кл. В 61 F 11/14, 1966. (54) (57) ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ

КОЛЕБАНИЙ, преимущественно для тележки вагона-дефектоскопа, содержащий корпус, в котором размещены шток, охватываю„„SU„„1232544 А i щая его разрядная втулка с торцовыми коническими и фрикционной поверхностями; взаимодействующая соответственно с кони-. ческими фрикционными поверхностями шайб, одна из которых подпружинена относительно корпуса и расположенной вдоль штока фрикционной втулкой, отличающийся тем, что, с целью улучшения характеристик, фрикционная втулка установлена на штоке и выполнена в продольном сечении в виде двух усеченных конусов с общим меньшим основанием, а фрикционная поверхность втулки образована соответствующими этим конусам коническими поверхностями, при этом другая шайба жестко закреплена на корпусе, а шток подпружинен относительно нее.

1232544

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано в подвижном составе специального назначения, в частности вагонах-дефектоскопах.

Цель изобретения — улучшение харак5 теристик фрикционного гасителя колебании.

На фиг. 1 схематически изображен фрикционный гаситель колебаний, общий вид, разрез; на фиг. 2 — размещение фрикционных гасителей колебаний в сцепке дефектоскопной тележки; на фиг. 3 — сечение А-А О на фиг. 1.

Фрикционный гаситель колебаний содержит разъемный корпус 1, в который помещен шток 2, имеющий на выступающем из корпуса конце проушину 3 для соединения с дефектоскопной тележкой и проходящий через втулку 4, которая фиксируется на штоке с помощью запорной гайки 5.

На втулке 4 в месте соединения двух конусов с общим меньшим основанием размещена втулка 6, которая верхними конусны- 20 ми поверхностями упирается в правую 7 и левую 8 конусные шайбы, а внутренними конусными поверхностями обхватывает наружные конусные поверхности втулки 4.

В корпусе 1 между левой конусной шайбой 8 и опорной шайбой 9 расположена пружина 10, а дополнительная пружина 11 расположена между правой конусной шайбой 7 и дном цилиндра 1. Втулка 6 выполнена раз резной и состоит из сухарей 12. Фрикционный гаситель колебаний дефектоскопной тележки крепится к кузову вагона посредством кронштейна 13. Для установки втулки 4 на штоке 2 выполнена кольцевая проточка 14.

Втулка 6, состоящая из нескольких сухарей 12, имеет внутреннюю проточку 15. 35

Фрикционный гаситель колебаний дефектоскопной тележки работает следующим образом.

Фрикционный гаситель колебаний устанавливается на кронштейне 13, размещенном на кузове вагона, а проушина 3 штока 2 через тягу сцепляется с дефектоскопной тележкой. При этом под действием поперечных перемещений дефектоскопной тележки фрикционный гаситель колебаний может работать как на сжатие, так и на растяжение. 4

Демпфирование растягивающих усилий происходит следующим образом. Усилие действует по оси штока 2. При этом опорная шайба 9, зафиксированная на штоке 2 с помощью запорной гайки 5, нажимает на пружину 10, оказывающую противодействие рас- О тягивающему усилию от дефектоскопной тележки. В этом же направлении перемещается втулка 4, имеющая две конические поверхности, которые контактируют с соответствующими внутренними кбнусными поверхностями сухарей 12 втулки 6, разделенных кольцевой проточкой 15. В этом случае конусные поверхности втулки 4 входят в соприкосновение с соответствующими внутренними конусными поверхностями сухарей 12 втулки 6, сухари 12 разжимаются и своей торцовой конусной поверхностью втулка 6 перемещается по соответствующей поверхности левой конусной шайбы 8.

Под действием горизонтальной составляющей растягивающего усилия сухари 12 втулки 6, перемещаются в осевом направлении. Одновременно конусная поверхность втулки 6, контактирующая с соответствующей конусной поверхностью правой конусной шайбы 7, оказывает сжимающее воздействие на дополнительную пружину 11. Таким образом, при воздействии на фрикционный гаситель колебаний дефектоскопной тележки растягивающих усилий демпфирование колебаний происходит за счет работы сил упругости пружины 1О и дополнительной пружины

11, а также за счет работы сил трения между фрикционными поверхностями втулки 6 с соответствующими поверхностями втулки 4, правой конусной шайбы 7 и левой конусной шайбы 8.

Демпфирование фрикционным гасителем сжимающих усилий происходит следующим образом. Под действием указанных сил втулка 4 перемещается по оси штока 2.

При этом конусные поверхности втулки 4 контактируют с внутренней конусной поверхностью наружной втулки 6. Сухари 12 разжимаются и втулка 6 своей торцовой конусной поверхностью перемещается по соответствующей поверхности правой конусной шайбы 7, через которую оказывает воздействие на дополнительную пружину 11. Под действием горизонтальной составляющей сжимающего усилия сухари 12 втулки 6 упираются в левую конусную шайбу 8, и своей внутренней конусной поверхностью втулка 6 сжимает соответствующую поверхность втулки 4.

Таким образом, при воздействии на фрикционный гаситель колебаний дефектоскопной тележки сжимающих усилий демпфирование колебаний происходит за счет работы сил упругости дополнительной пружины 11, а также за счет работы сил трения между фрикционными поверхностями втулки 6 с соответствующими поверхностями втулки 4, правой конусной шайбы 7 и левой конусной шайбы 8.

1232544

7г 2ЬЬ

Составитель А. Егоров

Редактор В. Петраш Техред И. Верес Корректор А. Тяско

Заказ 2504/20 Тираж 473 Г1одписное

ВНИ И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, >K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний Фрикционный гаситель колебаний 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности, к центральному рессорному подвешиванию тележки грузовых вагонов
Наверх