Упругодемпферная опора

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей. Цель изобретения - снижение осевых габаритов и повышение демпфирующих свойств опоры , В опоре форсуночное кольцо размещено в средней части внутренней втулки демпфера . Втулка выполнена с центральной канавкой на наружной поверхности и радиальными равномерно расположенными по окружности отверстиями для подвода смазки. Центрирующая пружина установлена между форсуночным кольцом и крышкой уплотнения, а на внутреннем бурте наружной втулки демпфера выполнены по меньшей мере три сквозных паза для визуального контроля радиального зазора демпфера. За счет расположения форсуночного кольца и центрирующей пружины внутри втулки демпфера осевые габариты опоры сокращаются. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ к ! в (21) 4467760/27 (22) 29,07.88 (46) 15.10,91. Бюл, М 38 (71(Самарский авиационный институт им. акад. С.П.Королева (72) И.Д.Эскин, А,В,Сидоренко, А.В.Васюхин и Г.В.Павлов (53) 621.822.6(088,8) (56) Авторское св детельство СССР

N 1364784, кл, F 16 С 27/00, 1985. (54) УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных газотурбинных двигателей. Цель изобретения — снижение осевых габаритов и повышение демпфирующих свойств опоИзобретение относится к машиностроению, а именно к опорам ротора авиационных, газотурбинных двигателей.

Целью изобретения является снижение осевых габаритов и повышение демпфирующих свойств опоры.

На фиг, 1 изображена опора, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг, 1; на фиг.3 — то же. вид слева, Упругодемпферная опора (фиг, 1) содержит подшипник качения 1, напрессованный на вал турбомашины, внутреннюю втулку 2 демпфера, напрессованную на невращающееся кольцо подшипника, имеющую центральную питающую канавку 3, которая соединена радиальными питающими отверстиями 4, равномерно распределенными по окружности, подающими масло в канавку 5 форсуночного кольца 6. запрессованного внутрь втулки 2 до упора в буртик 7

„„5U „„1684548 А1 (я)5 F 16 С 27/00, F 16 F 9/14 ры, В опоре форсуночное кольцо размещено в средней части внутренней втулки демпфера. Втулка выполнена с центральной канавкой на наружной поверхности и радиальными равномерно расположенными по окружности отверстиями для подвода смазки. Центрирующая пружина установлена между форсуночным кольцом и крышкой уплотнения, а на внутреннем бурте наружной втулки демпфера выполнены по меньшей мере три сквозных паза для визуального контроля радиального зазора демпфера. За счет расположения форсуночного кольца и центрирующей пружины внутри втулки демпфера осевые габариты опоры сокращаются. 3 ил. и подающего смазку к подшипнику и радиально-торцевому контактному уплотнению (РТКУ), Наружная втулка 8 демпфера, запрессованная в корпус 9 ротора с кольцевой канавкой 10, выполнена с равномерно рас- (,Ь пределенными по окружности питающими радиальными наклонными чередующимися ф, отверстиями 11, выходящими в рабочий эа- (Л зор 12 демпфера в зоне центральной пита-, р ющей канавки втулки 2. Рабочий зазор по о торцам герметиэируется уплотнительными колвивми 13, которыя устаиавливаются в ко- ) В навки, проточенные на внешней поверхно- д сти втулки 2 демпфера, Центрирующая пружина 14 (фиг. 1, 2) выполнена в виде

ynpyroro кольцвВОГО сектора, нижними концами 15 жестко соединенного.с крышкой 16

РТКУ. Центрирование ротора в опоре осуществляется центрирующей пружиной 14 с помощью шпонки 17, установленной без эа1684548 зора в пазы центрирующей пружины и втулки демпфера 2. Шпонка удерживается от выпадания выступом 18 (фиг. 1), выполненным на крышке РТКУ, РТКУ состоит иэ втулки 19, насаженной на вал и вращающейся вместе с ним, разрезного контактного уплотнительного кольца 20, которое прижимается к вращающейся втулке 19 и крышке 16, служащей статором РТКУ, давлением воздуха, подаваемого через отверстие 21 в кольце вторичного лабиринтного уплотнения 22.

Крышка PTKY образует сливную полость 23 и центрируется выступами 24 в выступах 25 наружной втулки демпфера 8. Вместе с втулкой демпфера она крепится к корпусу опоры шпильками 26, гайками 27 и контровочными шайбами 28. Втулка демпфера 2 (фиг, 3) от поворота фиксируется выступом 29, входящим с зазором 30, большим рабочего зазора

12, величина и концентричность которого контролируется при сборке через полукруглые вырезы 31, выполненные на торцевом бурте наружной втулки 8 демпфера.

При прецессировании ротора подшипник 1 с насаженной на него втулкой 2 будут совершать прецессионные движения в рабочем зазоре демпфера, При этом масло в зоне высокого давления будет выдавливаться из рабочего зазора в основном s направлении оси ро гора в питающую канавку 3 и оттуда через питающие отверстия 4 и форсунку 6 на смазку подшипника 1 и РТКУ. В зоне низкого давления масло, вытекая из питающих отверстий 11 и канавки 3 в осевом направлении, заполняет рабочий зазор и через форсунку подается на смазку подшипника и PTKY. При отсутствии утечек через уплотнительные кольца 13 демпфирующие свойства опоры выше, чем у прототипа с такой же длиной рабочей части втулки демпфера и питающей канавкой в середине длины рабочей части демпфера, при этом за счет расположения форсуночного кольца и центрирующей пружины внутри демпфера осевые размеры опоры сокращаются, Формула изобретения

5 Упругодемпферная опора, содержащая корпус, смонтированный на роторе подшипник качения, размещенный между ними демпфер иэ двух концентрично расположенных с зазором втулок, одна из которых жестко

10 закреплена в корпусе и имеет на торце внутренний бурт, а другая — на наружном кольце подшипника, а также форсуночное кол ьцо для подачи смазки в подшипник, центрирующую пружину со шпонкой, закрепленную во внут15 ренней втулке демпфера, радиально-торцевое контактное уплотнение в виде смонтированной на валу втулки, уплотнительного кольца, крышки, лабиринтного уплотнения, отличающаяся тем, что, с целью

20 снижения осевых габаритов и повышения демпфирующих свойств, форсуночное кольцо размещено в средней части внутренней втулки демпфера, внутренняя втулка демпфера выполнена с центральной канавкой

25 на наружной поверхности и радиальными равномерно расположенными по окружности отверстиями для подвода смазки, а в корпусе выполнена кольцевая канавка, сообщающаяся с полостью демпфера посред30 ством выполненных в центральной части наружной втулки демпфера радиальных наклоненных в чередующемся порядке отверстий с выходом в зону центральной канавки внутренней втулки, при этом центрирующая

35 пружина установлена между форсуночным кольцом и крышкой уплотнения и выполнена в виде упругого кольцевого сектора, нижними концами жестко соединенного с крышкой, на внутреннем бурте наружной втулки демпфера выполнены равномерно

40 расположенные по окружности по меньшей мере три сквозных паза для визуального контроля радиального зазора демпфера.

1684548

1684548

ВидА

Составитель В,Хохлов

Техред M.Mîðãåíòàë

Корректор М.Кучерявая

Редактор M.Öèòêèíà

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3496 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Упругодемпферная опора Упругодемпферная опора Упругодемпферная опора Упругодемпферная опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для главного гашения кинетической энергии различного рода подвижных органов машин в конце их хода

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям амортизационных опор для подвижных элементов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения колебаний

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам гашения колебаний

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для точного и плавного останова подвижных масс различных механизмов, например устройств для подачи материалов или промнпшенных роботов

Изобретение относится к машиностроению , а именно к амортизационным устройствам, способным воспринимать динамические нагрузки

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах качения машин и механизмов с повышенным уровнем вибрации

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам для гашения колебаний подшипниковых опор турбомашин авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниках скольжения

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и касается виброизолирующих опор

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в судовых подшипниках
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС
Наверх