Устройство для герметизации люка летательного аппарата

 

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для герметизации люков орбитального самолета Целью изобретения является повышение надежности работы устройства. Устройство содержит фиксирующий тонкостенный элемент 2 V-образного профиля, одна из полок которого закреплена на окантовке 1 люка, и в него вставлен уплотнитель 3, выполненный со стенкой 5. наклоненной к основанию под тупым углом в недеформированном состоянии, при этом кромка стенки 5 в рабочем состоянии загнута по цилиндрической поверхности в сторону основания 4 и выполнена с утолщением на конце в виде головки 7, а вся стенка 5 имеет равные по массе части, расположенные по обе стороны относительно линии контакта кромки с крышкой /пока. 2 ил. Ц (Л с I О О Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 В 64 С 1/14

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4870168/23 (22) 26.09.60 (46) 30.06.92. Бюл. й. 24 (71) Научно-производственное обьединение

"Молния" (72) В.С.Бондарева (53) 629.7.023.25 (088,8) (56) Техническая информация ЦАГИ, 1976, М 17-18, с, 29..

Авторское свидетельство СССР

М 190782, кл. В 64 С 1/14, 1965, Промышленность синтетического каучука, шин и резиновых изделий, Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. 1988, М 6, с. 23-27. рис. 1.,, Ж,, 1744000 А1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГЕРМЕТИЗАЦИИ

ЛЮКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (57) Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для герметизации люков орбитального самолета. Целью изобретения является повышение надежности работы устройства.

Устройство содержит фиксирующий тонкостенный элемент 2 V-образного профиля, одна иэ полок которого закреплена на окантовке 1 люка, и в него вставлен уплотнитель

3, выполненный со стенкой 5. наклоненной к основанию под тупым углом в недеформированном состоянии, при этом кромка стенки 5 в рабочем состоянии загнута по цилиндрической поверхности в сторону основания 4 и выполнена с утолщением на конце в виде головки 7, а.вся стенка 5 имеет равные по массе части, расположенные по обе стороны относительно линии контакта кромки с крышкой люка. 2 ил.

1744000

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для герметизации люков орбитального самолета..

Известно устройство для герметизации грузового отсека орбитального самолета

"Спейс Шатл", содержащее уплотняющий полый профиль с дренажными отверстиями, закрепленный на полке поддерживающего профиля с помощью скобы, К недостаткам такого устройства относится то, что при воздействии на летательный аппарат изменяющихся в широком диапазоне термических и аэродинамических нагрузок имеют место продольные перемещения секций створок относительно дверного проема и значительные изгибнокрутильные деформации конструкции фюзеляжа, которые могут привести к таким явлениям как эадирание и опрокидывание герметизирующего элемента из-за трения между ним и окантовкой створки; потеря эластичности герметизирующего элемента при низких температурах; образование зазоров между герметизирующим элементом и окантовкой створки.

Кроме этого, резиновые полые профили замкнутого типа имеют жесткие характеристики и требуют значительного увеличения силы при малом их обжатии. Это приводит к тому, что при эксплуатации требуется прилагать большое усилие для создания герметичности дверей и люков, что в свою очередь приводит к нарушению герметизации.

Известно также устройство для герметизации люков и дверей летательного аппарата, содержащее уплотняющий замкнутый полый профиль, верхняя часть которого по оси симметрии выполнена с цилиндрическим утолщением, выступающим наружу и внутрь, а снизу сделано утолщенное основание со сферическим желобом с наружной стороны. Данное уплотнение позволяет повысить надежность и уменьшить необходимое усилие герметизации, но не может быть использовано для герметизации подвижных элементов летательных аппаратов. в частности орбитального самолета из-за значительных деформаций аппарата s ïîëåте.

Наиболее близким к изобретению по своей технической сущности и достигаемому результату является устройство для герметизации люка летательного аппарата. содержащее уплотнитель, выполненный иэ резинового профиля типа "yc", имеющий основание и гибкую рабочую часть в виде наклоненной стенки, кромка которой контактирует с крышкой люка, и элементы

20 шению к размеру посадочного места для основания профиля в металлоконструкции, В этом случае кромка уса, имея массу на25

45

50 дит выворачивание уса

55 аэродинамических нагрузок.

Указанная цель достигается тем, что ус30

35 для крепления уплотнителя на окантовке люка, В этом устройстве уплотнитель обладает малой жесткостью и односторонним самоуплотняющим эффектом. Недостатком данной конструкции при использовании ее на орбитальном самолете для герметизации крупногабаритных люков является невысокая надежность работы из-эа гофрирования кромки уса и потери устойчивости.

Образование гофров на уплотняющей поверхности длинномерного герметизирующего элемента типа "yc" неизбежно, так как одним из условий сохранения целостности длинномерных резиновых деталей при тепловых режимах в диапазоне (-130 C—

+200 С) со скоростью нагрева 1013 град/мин является плюсовой допуск в установочном размере уплотнителя поотномного меньшую, чем масса основания уплотнителя вместе с прилегающей к нему массой боковой стенки уплотнителя, а также имея возможность свободно располагаться в пространстве, не сжимается во внутреннем своем объеме при монтаже резинового профиля в несколько меньшее по продольному размеру посадочное место, т. е. при монтаже длинномерного уплотнителя типа

"yc" первоначальный размер периметра по кромке уса сохраняется и верхняя часть боковой стенки уса, теряя устойчивость формы, гофрами сходится к нижней ее части.

Длинномерный уп,логнитель, находящийся на орбите в эастеклованном состоянии, в процессе спуска самолета на землю переходит иэ твердого состояния в упругое, из-за разницы поведения сформированных при нормальной температуре напряженных (горб гофра) и ненапряженных (впадина гофра) участков кромки уса; вновь возникающих температурных напряжений в результате неоднородного прогрева разнотолщинного сечения профиля и массивных элементов крепления основания уплотнителя к металлоконструкции. Кромка уса неустойчива по форме сечения и при некотором избыточном давлении происхоЦелью изобретения является повышение надежности работы ус ройства в широком диапазоне . термических и тройство для герметизации люка летательного аппарата, содержащее уплотнитель, имеющий основание и гибкую рабочую, часть в виде наклоненной стенки, кромка

1744000 которой контактирует с крышкой люка, и элементы для крепления уплотнителя на окантовке люка, снабжено фиксирующим тонкостенным элементом V-образного профиля, одна из полок которого закреплена на окантовке люка, и в него вставлен уплотнитель, выполненный со стенкой. наклоненной к основанию под тупым углом в недеформированном состоянии. при этом кромка стенки в рабочем состоянии загнута по цилиндрической поверхности в сторону основания и выполнена с утолщением на конце в виде головки с равными по массе частями стенки, расположенными по обе стороны относительно линии контакта кромки с крышкой люка.

На фиг. 1 показано устройство после закрытия крышки люка и пунктиром показано размещение уплотнителя до закрытия крышки люка: на фиг. 2 — поперечное сечение уплотнителя до его постановки на окантовку люка.

На окантовке 1 люка орбитального самолета установлен фиксирующий элемент 2

V-рбразного профиля в тонкостенном исполнении. Во внутрь фиксирующего элемента 2 вставлен уплотнитель 3, выполненный из резины на основе силоксанового каучука марки СКТФВ-803. Уплотнитель 3 имеет основание 4. боковую стенку 5, составляющую тупой угол с основанием 4 до установки уплотнителя 3 на окантовку 1 люка, загнутую к основанию 4 кромки 6 боковой стенки 5 цилиндрической формы с утолщением в виде головки 7. Фиксирующий элемент 2 в рабочем состоянии уплотнителя 3 загибает боковую стенку 5 в, . сторону основания 4, Основание 4 уплотнителя 3 поджато листовой накладкой 8 из металла, а кромка 6 стенки 5 — крышкой 9 люка (в рассматриваемом примере люк закрывается изнутри), На фиг, 1 также показа-. . на линия "а-а", разделяющая гибкую стенку

5 уплотнителя 3 на две равные по массе части, границы которых проходят по линиям

"б-б" и "в-в".

Устройство работает следующим образом.

При поджатии уплотнителя 3 контактное напряжение передается от поверхности кромки 6 через гибкую часть боковой стенки

5 к основанию 4. Контактное напряжение и ширина контактной линии зависят от величины поджатия уплотнителя 3 по высоте сечения и определяются его упругими свойствами. Контактное напряжение, суммируясь с напряжением сжатия, возникающим при установке уплотнителя 3 в фиксирующий элемент 2 V-образного профиля, позволяет повысить герметизирующее давление. Гибкая часть уплотнителя 3 достаточно тонка и сила, необходимая для ее изгиба, незначительна, в том числе и при минусовых температурах.

При спуске орбитального самолета на землю избыточное давление действует с внешней стороны уплотнителя 3 (фиг. 1, стрелка А). При этом гибкая часть боковой

10

15 .стенки 5,изгибаясь в направлении действия давления. поддерживает контактное напряжение между кромкой 6 и крышкой 9 люка.

При подъеме орбитального самолета избыточное давление действует с внутренней стороны уплотнителя 3 (фиг. 1, стрелка Б).

При этом контактное напряжение поддер20 живается за счет поджима плотной головки

7 к поверхности крышки 9 люка, При резком изменении температуры уплотнителя 3 плотная головка 7 будет под25 держивать форму его тонкой части, а равенство весовых характеристик (масс) частей боковой стенки 5, расположенных по обе стороны относительно линии контакта

"а-а" кромки 6 с крышкой 9 люка. способствует равномерному распределению.термических напряжений п.о длине уплотнителя 3.

Формула изобретения

Устройство для герметизации. люка ле30

35 тательного аппарата. содержащее уплотнитель, имеющий основание и гибкую рабочую часть. включающую наклоненную стенку, контактирующую своей кромкой с крышкой люка, и элементы крепления уплотнителя на окантовке люка, отл и ча ю щ ее с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено фиксирующим тонкостенным элементом V-образного профиля, одна

40 которого наклонена к основанию под тупым углом в недеформированном состоянии, при этом кромка стенки в рабочем состоянии загнута по цилиндрической поверхности в сторону оснсвания и выполнена с

50 утолщением на конце в виде головки; а стенка разделена на равные по массе.части, расположенные по обе стороны относительно линии контакта кромки с крышкой люка, k

55 из полок которого закреплена на окантовке

45 люка и в него вставлен уплотнитель, стенка

1744000

Составитель И.Гусинский

Техред М.Моргентал Корректор С.Черни

Редактор Н.Горват

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 Заказ 2163 Тираж Подписное.

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для герметизации люка летательного аппарата Устройство для герметизации люка летательного аппарата Устройство для герметизации люка летательного аппарата Устройство для герметизации люка летательного аппарата 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции двери летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике и машиностроению, в частности к конструкциям люков машин и аппаратов, и может применяться в местах частого доступа , где требуется герметизация

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкции дверей летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска
Наверх