Аварийный люк летательного аппарата

 

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов, а именно к люкам аварийного покидания летательного аппарата, образуемым в сплошных конструкциях с двойной оболочкой для покидания экипажем летательного аппарата в аварийной ситуации. Целью изобретения является повышение надежности образования аварийного выхода и снижение массы конструкции. Цель достигается наличием связей между внутренней 2 и наружной 1 крышками в виде телескопических цилиндров 14 переменной длины с ограничителями обратного хода штоков, а также наличием жестко закрепленных на крышках упоров 12 и ограничителей 13. 4 ил.

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов (ЛА), а именно и люкам аварийного покидания ЛА, образуемым в сплошных конструкциях ЛА с двойной оболочкой для покидания экипажем ЛА в аварийной ситуации. Известен люк ЛА с двойной оболочкой, включающий внутреннюю и наружную крышки, шарнирные связи с окантовкой люка, связи между крышками, цилиндр для открытия лака, описанный в патенте США. Одним из существенных недостатков данного люка является наличие разъемов (стыков) с окантовкой люка ЛА, которые могут явиться причиной разгерметизации обитаемой части ЛА, особенно в условиях многосуточного полета. Известен также аварийный люк ЛА, содержащий выполненный за одно целое с оболочками ЛА вырезаемые посредством линейных устройств разделения наружную и внутреннюю, связанные между собой крышки, разделяемые шарниры, соединяющие крышки с окантовками наружной и внутренней оболочек ЛА, и привод, шарнирно связанный одним концом с крышкой, а другим с каркасом ЛА. Последнее техническое решение, как наиболее близкое к предложенному, принято а качестве прототипа. Для связи наружной и внутренней отделяемых крышек в известном устройстве применены свободно натянутые тросы. Такой люк аварийного покидания имеет следующие недостатки: тросовые связи наружной и внутренней крышек не ограничивают обратный ход (отскок) внутренней крышки в процессе сброса, имеется возможность значительных перемещений внутренней крышки относительно наружной, что ведет к необходимости значительного увеличения площади наружного люка для прохода внутренней крышки в наружный проем. Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности образования аварийных выходов при различных действующих нагрузках и деформациях, а также снижение массы конструкции ЛА за счет снижения размеров наружного люка. Для этого одна из крышек снабжена упорами, а другая ограничителями, при этом между упорами и ограничителями имеются зазоры, а связь между крышками выполнена в виде телескопических цилиндров, установленных между крышками и связанных с крышками посредством сферических шарниров, причем штоки цилиндров выполнены с заплечиками, а на внутренних стенках цилиндров имеются упругие отогнутые внутрь лепестки-упоры для вэаимодействия с заплечиками. Достижение поставленной цели обеспечивается следующим. Наличие жестко закрепленных с крышками упоров и ограничителей обеспечивает минимальное взаимное перемещение крышек в процессе сброса, определяемое только зазорами между упорами и ограничителями, которые невелики, т.к. выбираются из условия упругих перемещений наружной и внутренней оболочек. Наличие телескопических цилиндров, снабженных ограничителями обратного хода штоков в виде штоков с заплечиками и взаимодействующих с ними лепестков-упоров на цилиндре, исключает отскок внутренней крышки, возможный при различных сочетаниях нагрузок на крышки. Организованный таким образом выход внутренней крышки в наружный проем позволяет, по сравнению с прототипом, выложить наружный проем минимальных размеров, что приводит к экономии массы конструкции ЛА, а также снижает вероятность заедания и заклинения крышек при различных сочетаниях нагрузок на крышки и деформациях конструкции при нерасчетных нагрузках, что особенно важно применительно к аварийным выходам. На фиг.1 показано исходное положение люка аварийного покидания; на фиг.2 положение элементов люка аварийного покидания в процессе сброса; на фиг.3 - конструкция телескопических цилиндров связи наружной и внутренней крышек; на фиг.4 разделяемые шарниры наружной и внутренней крышек. Аварийный люк ЛА включает в свой состав две крышки: наружную 1 и внутреннюю 2, выполненные зацело с конструкцией наружной и внутренней оболочек ЛА. Вырезание крышек производится с помощью линейных устройств разделения (ЛУР) 3, представляющих собой металлическую трубу 4 овального сечения, заполненную резиной 5 с расположенным по оси зарядом взрывчатого вещества 6. ЛУРы закреплены на окантовках люков, а в обшивках над ними выполнены канавки-концентраторы 7, по которым и происходит разделение. К внутренней крышке шарнирно присоединен привод 8, который своим вторым концом оперт на гнездо 9 в каркасе внутренней оболочки ЛА. Внутренняя крышка связана с конструкцией внутренней оболочки ЛА с помощью внутреннего разделяемого шарнира 10. Наружная крышка связана с конструкцией наружной оболочки ЛА с помощью наружного разделяемого шарнира 11. На внутренней крышке жестко закреплены упоры 12, а на наружной крышке - ограничители 13, ограничивающие взаимное перемещение крышек в процессе сброса. Между наружной и внутренней крышками размещены шарнирно с ними связанные телескопические цилиндры 14, состоящие из корпуса 15 и штока 16 со сферическими шарнирами, заплечика 17 и лепестков-упоров 18. В работе люк летательного аппарата функционирует следующим образом. При подаче команды на открытие аварийного люка происходит подача сигнала на срабатывание привода 8, при этом срабатывает пиропатрон (условно не показан), происходит накопление давления пороховых газов в приводе и подпор внутренней крышки 2. Затем происходит подача сигмала на срабатывание линейных устройств разделения 3 наружной и внутренней оболочек, срабатывает заряд взрывчатого вещества 6 внутри металлических оболочек ЛУРа, и оболочки, принимая в сечении форму круга, производят разделение обшивки по концентратору 7, отделяя внутреннюю и наружную крышки 1 и 2 от оболочек ЛА. После чего внутренняя крышка 2 под действием равнодействующих сил от толкателя, ЛУР и давления поворачивается относительно оси разделяемого шарнира 10, взаимодействуя при этом с наружной крышкой, и поворачивается совместно вокруг оси разделяемого шарнира 11 наружной крышки. При этом ограничители 13 и упоры 12 ограничивают взаимное перемещение крышек, а телескопические цилиндры 14 препятствуют отскоку. На определенном угле происходит разделение разделяемого шарнира 10 внутренней крышки, а затем разделение разделяемого шарнира 11 наружной крышки и уход крышек вместе с приводом 8 от ЛА. Преимуществами при использовании предлагаемой конструкции лака аварийного покидания по сравнению с прототипом являются: снижение размеров наружного люка за счет малых взаимных перемещений внутренней и наружной крышек и их связанного движения в процессе сброса при прохождении внутренней крышки в наружный проем; снижение массы конструкции ЛА за счет уменьшения размеров наружного люка; обеспечение более надежного сброса крышек при различных сочетаниях внешних нагрузок и деформациях конструкции ЛА за счет более жесткой сцепки крышек, что особенно важно для аварийных люков, функционирование которых возможно в нерасчетных. условиях.

Формула изобретения

Аварийный люк летательного аппарата, содержащий выполненный за одно целое с оболочками летательного аппарата и вырезаемые посредством линейных устройств разделения наружную и внутреннюю связанные между собой крышки, разделяемые шарниры, соединяющие крышки с окантовками наружной и внутренней оболочек, и привод, шарнирно связанный одним концом с крышкой, а другим с каркасом летательного аппарата, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности образования аварийного выхода и снижения массы конструкции летательного аппарата, он снабжен установленными с зазором друг относительно друга упорами на одной из крышек и ограничителями на другой, при этом между упорами и ограничителями имеются зазоры, а связь между крышками выполнена и виде телескопических цилиндров, включающих корпус и шток со сферическими шарнирами, посредством которых цилиндры связаны с крышками, при этом штоки цилиндров выполнены с заплечиками, а на внутренних стенках корпуса выполнены упругие отогнутые внутрь лепестки-упоры, взаимодействующие с заплечиками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 02.06.1996

Номер и год публикации бюллетеня: 18-2001

Извещение опубликовано: 27.06.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной техники и может быть использовано для герметизации люков орбитального самолета Целью изобретения является повышение надежности работы устройства

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкции двери летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике

Изобретение относится к авиационной технике и машиностроению, в частности к конструкциям люков машин и аппаратов, и может применяться в местах частого доступа , где требуется герметизация

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска
Наверх