Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности

 

Использование: коробка передач использоваться на мобильных транспортных средствах. Сущность изобретения: для повышения эффективности работы, четкости изменения передаточного отношения и повышения надежности работы использованы индуктивные датчики, установленные попарно на каждую передачу и включающие цепь тягового реле привода промежуточной шестерни в момент совмещения с началом конических зубчатых винтовых дорожек линии ее сопряжения. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 8 60 К 17/00 41/00

ГОсудАРстВеннОе пАтентнОе

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ GQ Ю ,Q0 (21) 4870487/11 (22) 01.10.90 (46) 23,12.92. Бюл.М 47 (71) Чувашский сельскохозяйственный институт (72) B.Ñ.Ìàêàðoâ, В.П.Мазяров, В,И.Медведев и B.А,Григорьев (56) Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике.Т.4. М., Наука. 1980, с.472, Авторское свидетельство СССР

М 1404700, кл. F 16 Н 3/42, 1988, Авторское свидетельство СССР

hL 1505550, кл. F 16 Н 3/42, 1989.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах.

Известен зубчатый механизм пятиступенчатой коробки передач с косой направляющей в котором на ведущем и ведомом звеньях расположены по пять шестерен, соответственно, по убывающим и возрастающим диаметрам, а в плоскости осей ведущего и ведомого валов установлена косая направляющая с промежуточной шестерней. Эта конструкция не обеспечивает изменение передаточного отношения без разрыва потока мощности и ей присущи следующие недостатки: износ фрикционных дисков муфты сцепления в момент изменения передаточного отношения, перегрузка двигателя при переключении передач скорости транспортного средства из-эа разрыва передаваемого потока мощности.., Ж „» 1782781 А1 (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ

ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ БЕЗ РА3PbIBA ПОТОКА МОЩНОСТИ (57) Использование: коробка передач использоваться на мобильных транспортных средствах. Сущность изобретения: для повышения эффективности работы, четкости изменения передаточного отношения и повышения надежности работы использованы индуктивные датчики, установленные попарно на каждую передачу и включающие цепь тягового реле привода промежуточной шестерни в момент совмещения с началом конических зубчатых винтовых дорожек линии ее сопряжения. 2 з,п.ф-лы, 2.ил.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результат являются коробка передач и устройство для изменения передаточного отношения коробки передач без разрыва потока мощности.

В коробке передач ведомый вал имеет ряд шестерен, расположенных по убывающимдиаметрам. Шестерни ведомого вала соединены коническими зубчатыми винтовыми дорожками разной заходности.

Промежуточная шестерня, расположенная на качающейся раме, при помощи пружины постоянно прижимается к зубчатым элемэнтам ведомого вала, Перемещение промежуточной шестерни в осевом направлении и поворот подвижной рамы при непрерывном сопряжении зубчатых элементов ведущего и ведомого валов позволят передавать крутящий момент без разрыва потока мощности.

Недостатком такой конструкции коробки передач является трудность определения

1782781 момента начала осевого перемещения подвижной рамы, так как перемещение ее возможно при совпадении линии сопряжения начала конической зубчатой винтовой дорожки с промежуточной шестерней, При по".òîÿHíoé осевой нагрузке возможно перемещение подвижной рамки с промежуточной шестерней, но за каждый оборот ведомого вала конические зубчатые винтовые

10 дорожки одни раэ будут совпадать с линией сопряжения с промежуточной шестерней и только в момент совпадения их возможно осевое перемещение подвижйой рамы. Постоянная осевая нагрузка, приложенная на

15 подвижную раму; вызывает повышенный износ направляющих элементов блока ведомых шестерен и подвижной рамы, что понижэет эффективность работы коробки передач и ее надежность.

В устройстве для изменения передаточ- 20 ного отношения коробки передач ведущий и ведомый валы также имеют ряд Шестерен. расположенных, соответственно, по убывающим и возрастающим"диаметрам и

25 каждая шестерня ведущего или. ведомого валов соединена с шестерней соседней передачи коническими зубчатыми винтовыщаться по косой направляющей vi непрерывно передавать момент от зубчатой винтовой дорожки ведущего вала на зубчатую вйнтовую дорожку ведомого вала. Пере35 мещение проме>куточной шестерни по направляющей позволяет изменять передаточное отношение коробки передач беэ разрыва потока мощности, Недостатком такой конструкции коробки .передач является сложность выбора мо- 40 мента начала изменения передаточного отношения, т, к; изменение передаточного отношения возможно только в том случае, когда зубчатые винтовые дорожки ведущего и ведомого валов будут одновременно подведены к линиям сопряжения с промежуточной шестерней

Целью изобретения является повышение надежности работы коробки передач и

50 автоматизации изменения передаточного отношения в механической коробке без разрыва потока мощности, Сущность изобретения заключается в том, что для определения момента совпадения линий сопряжения промежуточной шестерни и начала конической зубчатой винтовой дорожки каждая шестерня имеет индуктивные датчики, обеспечивающие приложение осевого усилия на подвижные элементы только и момент совпадения лими дорожками райной заходности. Причем промежуточная "шестерня, расположенная" между валами, имеет возможность переме- 30 нии сопряжения промежуточной шестерни с началом конической зубчатой винтовой дорожки каждой передачи, Во втором варианте предложенной конструкции индуктивные датчики на шестернях ведущего и ведомого валов работают попарно и замыкают цепь привода промежуточной шестерни только в момент совмещения линий сопряжений промежуточной шестерни с началами конических зубчатых винтовых"дорожек одноименной заходности ведущего и ведомого валов, При одновременном подводе начал конических зубчатых винтовых дорожек одноименной заходности шестерен в цепях индуктивных датчиков одновременно возникает ЭДС. замыкающая контакты. flpin этом цепь тягового реле автоматически включается, что позволит переместить косую йаправляю-. щую с промежуточной шестерней в осевом направлении и тем самым обеспечивает четкость переключения передачи.

Повышение надежности работы конструкции достигается появлением осевого усилия, перемещающего промежуточную шестерйЮ только при совмещении линии сопряжейия ее с началом конической зубчатой винтовой дорожки. Это уменьшает из нос переключающего устройства и повышает надежнбсть работы коробки передач в целом..

На фиг.1 изображена схема автоматически переключающего устройства, первый вариант; на фиг.2 — то же, второй вариант.

Коробка передач для изменения передаточного отношения содержит:

Вариант !(см.фиг.1); корпус 1; ведущий

2 и ведомый вал 3 с шестернями разного диаметра 4, расположенными по убыванию диаметров, подвижную раму 5 с промежуточной 6 и ведущей 7 шестернями, тяговое реле 8 с сердечником 9, На шестернях ведомого вала вмонтированы постоянные магниты 10, которые в момент совмещения линии сопряжения промежуточной шестерни с началом конической зубчатой винтовой дорожки совпадает с установленными на корпусе индукционными катушками 11.

С катушки ЗДС индукция. усиливаясь (усилитель условно не показан). передается на катушку 12 с сердечником 13. Сердечник одновременно является подвижным элементом контакта 14 электрической цепи тягового реле. Для управления коробки передач имеются кнопки управления 15, а для контроля положения подвижной рамы имеются индикаторные лампы (для упрощения схемы не показаны). Поло>кение подвижной рамы фиксируется фиксаторами (на фиг.1 не показаны). Для изменения по1782781 лярности в цепи тягового реле имеется переключатель 16, который позволит изменить направление осевого усилия и приводит к увеличению или уменьшению передаточного отношения.

Вариант!! (см.фиг.2); корпус 1, ведущий

2 и ведомый 3 валы с шестернями разного диаметра 4, расположенными по убыванию и возрастанию диаметров, промежуточную шестерню 5, перемещающуюся по косой найравляющей 6. Wa изломе косой направляющей 6 размещен сердечник 7 тягового реле 8, Шестерни ведущего и ведомого валов имеют постоянные магниты 9, а в плоскости вращения магнитов 9 на корпус установлены индукционные катушки 10. С катушки 10 ЗДС индукции через усилитель (условно не показан) передается на катушку

11 с сердечником 12. Положение косой направляющей фиксируется фиксатором 13.

Сердечник одновременно является подвижным элементом контакта 14 электрической цепи тягового реле, Для изменения полярности в цепи тягового реле имеется переключатель 15, который позволяет изменить направление осевого усилия, что приводит к увеличению или уменьшению передаточного отношения. Для изменения передаточного отношения имеются спаренйые кнопки управления 16, которые включают одновременно электрические цепи управления ведущего и ведомого валов каждой передачи, Коробка передач для изменения передаточного отношения беэ разрыва потока мощности работает следующим образом:

Вариант (см. фиг.1): при нажатии на кнопку через каждый оборот ведомого вала постоянный магнит 10 периодически совмещается с катушками 11 и создается ЭДС в цепи управления тягового реле, Под действием тока, проходящего через катушку 12, сердечник 13 замыкает контакты 14 тягового реле и сердечник 9 вместе с подвижной рамой переместится в осевом направлении на ширину промежуточной шестернй. При этом промежуточная шестерня попадает на коническую зубчатую винтовую дорожку и происходит плавное изменение передаточного отношения. Изменение направления движения подвижной рамы производится изменением полярности в цепи тягового реле переключателем 16.

Вариант И (см.фиг.2) при нажатии на спаренную кнопку 16 через каждый оборот ведущего и ведомого валов постоянные магниты 7 периодически совмещаются с катушками 9 и создают ЭДС в цепи управления, Под действием тока, проходящего через катушку 10, сердечник 11 замыкает контакты

14 тягового реле. Через обмотку тяговОго реле электрический ток пойдет только в том случае, если контакты цепи управления ведущего и ведомого валов одновременно будут замкнуты. Если постоянные магниты 9 одновременно будут подведены к катушкам

10, что возможно только при совпадении линий сопряжения начал конических зубчатых винтовых дорожек ведущего и ведомого шестерен с промежуточной шестерней, то

10 обмотка тягового реле подпитывается электрическим током и сердечник вместе с косой направляющей перемесится на ширину промежуточной шестерни, После этого срабатывает фиксатор 13 и промежуточная ше15 стерня по косой направляющей плавно будет перемещаться от одной передачи к другой, т.е. до выхода на постоянный диаметр.

Для упрощения управления коробкой

20 передач имеются индикаторные лампочки, указывающие положения промежуточной шестерни (условно не показаны). Изменение найравленйя движения косой направляющей и промежуточной шестерни производится йакетйым переключателем, позволяющим менять полярность в цепи тягового реле.

Применение предложенной коробки пе"" редач позволяет повысить эффективность

30 работы коробки путем автоматизации одределения положения начала зубчатой винтовой дорожки и приложения осевого усилия на промежуточную шестерню и косую направляющую только при совмещении начал конической зубчатой винтовой дорожки с линией сопряжения с промежуточной шестерней.

Четкость измейения передаточного отношения производится согласованной

40 работой датчика, определяющих одновременность совмещения начал конических зубчатых винтовых дорожек одной передачи с линиями сопряжения с промежуточной шестерней, увеличивается из-за приложения осевого усилия на косую направляющую с промежуточной шестерней только в момент совпадения начал конических зубчатых винтовых

50 дорожек одноименной заходности, за счет чего исключаются поломки и износ торцовой поверхности зубьев.

Формула изобретения

1, Коробка передачдля изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности, содержащая ведущий и ведомый валы с шестернями разного диаметра, соединенные коническими зубчатыми винтовыми дорожками разной заходности, и косую направляющую с промежуточной шестер45 Надежность работы коробки передач

1782781 ней, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе коробки передач и автоматизации изменения передаточного отношения в механической коробке без разрыва потока мощности, она снабжена подвйжной рамой, на которой установлена йромежуточная шеСтерня, тяговым реле, сердечник которого связан с подвижной рамой, индукционной кагушкой, индуктйвйыми датчиками и переключателем, электрически связанным с обмоткой тягового" релб;

2. Коробка передач по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что шестерни каждой передачи имеют индуктивные датчики, 3. Коробка и ередач по пп.1 и 2, о т л и5 ч а ю щ а я с я тем, что она имеет тяговое реле, сердечник которого установлен на изломе косой направляющей и электрически Связан с индуктивными датчиками ведущего и ведомого валoB через обмотку, 10 подвижные и неподвижную контакты цепи управления.

1782781

Составитель В. Макаров

Редактор Т. Иванова Техред M.Mîðãåíòàë: Корректор С; Патрушева

Заказ 4480 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государствейного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул.Гагарина, 101

Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности Коробка передач для изменения передаточного отношения без разрыва потока мощности 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам управления транспортных средств, .оборудованных роторно-винтовыми или гусеничными движителями, и позволяет повысить удобства управления при уменьшении габаритов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет расшиЧБ-тг® рить эксплуатационные возможности гидромеханической коробки передач транспортного средства, Система управления гидромеханической коробкой передач транспортного средства состоит из электроуправляемых блоков (Б) 1 гидрозолотников управления фрикционами гидромеханической коробки передач и Б 2 управления Б 1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами и бортовыми тормозами транспортного средства

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам автоматического управления переключением ступеней коробки передач транспортной машины

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к тракторостроению и может быть использовано для привода тормозов гусеничных машин и переключения коробок передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления самоходных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортным средствам

Изобретение относится к транспортному и сельскохозяйственному машиностроению , а именно к приводам независимых валов отбора мощности транспортных средств, в частности тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам привода валов отбора мощности 1 7J транспортного средства, например тракторов

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и касается их трансмиссий, а именно ведущих мостов

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии автомобилей и тракторов

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх