Гусеничная цепь для колесных машин

 

Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ1 :::- ::::"

К ПАТЕНТУ (21) 5002338/1 1 (22) 09.09.91 (46) 30.11.93 Бюл. ¹43 И (76) Шестаков Владимир Борисович (54} ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ДЛЯ КОЛЕСНЫХ МАЙ!ЛН (57) Использование: в съемных гусеничных цепях, монтируемых на колесах машин различного производственного назначения для повышения их проходимости. Сущность изобретения: гусеничная цепь включает две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые цепи, у каждой из которых звенья, несущие профилированные звенья, выполнены с единым внутренним контуром, имеющим противолежащие участки в средней части, ограниченной пронизывающими этот контур участками смежных звеньев, взаимодействующими с боковы— ми участками несущих звеньев. Каждое из профи— лированных звеньев подсоединено одним из поперечных боковых краев к одному из несущих звеньев первой тяговой цепи, а другим — к соответствующему противоположному несущему звену второй (19) RU (1Ц 2ОО3559 С3. (5Ц 5 В 62055 ZO тяговой цепи. При этом профилированные звенья установлены на тяговых цепях с шагом, по крайней мере часть из этих звеньев имеет грунтозацепы

Для подсоединения к несущим звеньям профилированные звенья выполнены с симметричными относительно продольной вертикальной плоскости гусеничной цепи элементами, седпающими соответствующие несущие звенья тяговых цепей вместе с установленными в средних частях их единых внутренних контуров упругими элементами между пронизывающими эти звенья участками смежныхзвеньев, пересекая при этом внутренние контуры несущих звеньев. Причем . поперечное сечение каждого седлающего элемента соответствует такому сечению охватываемого им участка несущего звена с упругим элементом. По крайней мере на одном из охватывающих несущее звено участков каждого седлающего элемента смонтирован по крайней мере один фиксирующий элемент, пронизывающий упругий элемент, установленный в охваченном несущем звене. 2 зл.ф-лы, 35 ип

2003559

Изобретение относится к съемным гусеничным цепям, монтируемым на колесах машин различного производственного назначения для повышения их проходимости, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства, в частности в лесной промышленности.

Указанные гусеничные цепи чаще используют на колесных машинах, работающих на неподготовленных участках местности, в частности на слабых, например заболоченных грунтах, на участках с большим количеством различных крутых жестких препятствий, например пней, камней и т.п, Нагрузки, воспринимаемые цепями в процессе работы, различны в зависимости от характера поверхности движения, На участках с большим количеством крутых жестких препятствий эти нагрузки значительно выше, чем на участках, не имеющих таких препятствий.

Известна гусеничная цепь для колес транспортного средства, включающая последовательно установленные профилированные звенья, у каждого из которых вдоль обоих боковых краев выполнено по два подсоединительных отверстия, межзвенные боковые соединительные элементы, каждый из которых имеет по два разнесенных между собой параллельных стержневых участка. которыми он пронизывает одну из пар смежных подсоединительных отверстий односторонних боковых краев смежных профилированных звеньев, по крайней мере часть из которых выполнена с грунтозацепами. Проспкт фирмы CLARK EQUIPVTTN СО., MELR0E DIVISION, США, на валочно-пакетирующую машину "Бобкэт 1080" и приложение № 1), Такая цепь предназначена для работы на различных участках местности, в том числе и на тех, которые имеют большое количество крутых жестких препятствий, Связь между звеньями у таких цепей осуществлена через боковые края с помощью межзвенных боковых соединительных элементов, поэтому при незде на препятствия наиболее опасными с точки зрения прочности и износа являются подсоединительные отверстия профилированных звеньев и соединительные элементы на участках их взаимодействия со стенками этих отверстий, Профилированные звенья наиболее сложны и дорогостоящие в конструкции цепи. В случае выхода такого звена из строя в результате поломки по подсоединительному отверстию заменить его непросто.

Поэтому во многих конструкциях цепей такого типа для обеспечения надежности стремятся усилить боковые края профили5

45 рованных звеньев в зоне подсоединительных отверстий.

Примером конструкции с усиленными боковыми краями является известная цепь, описанная, например, в проспекте фирмы

SYSTEM SVEDLUNDAB, Швеция, "Гусеничные устройства".

Известны также гусеничные цепи для колесных машин, включающие две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые круглозвенные цепи (каждое звено такой тяговой цепи имеет внутреннее отверстие, которое пронизано смежными звеньями этой цепи), последовательно установленные поперек тяговых цепей профилированные Х-образные звенья из эластичного неметаллического материала. При этом каждое из профилированных звеньев одним из поперечных боковых краев подсоединено к паре несущих звеньев первой тяговой цепи, а другим — к соответствующим противоположным несущим звеньям второй тяговой цепи.

В профилированных звеньях для этого вмонтированы специальные металлические втулки. В этих втулках шарнирно установлены скобы, каждая из которых предварительно проходит через внутренее отверстие соответствующего несущего звена тяговой цепи (информационный листок Швеции Nytt

band for skogsfordon, ForskningsstIftelsen

"Skogsarbeten", ser, "Nytt", 1981 N. 3, Новый тип. гусениц для колесных машин НИО

"СКУГСАРБЕТЕН"; выпуск "Новости", ¹ 3, 1981).

Однако такие гусеничные цепи ненадежны в работе на неподготовленных участках местности с крутыми жесткими препятствиями, например пнями. Это объясняется прежде всего характером закрепления профилированных звеньев на несущих звеньях тяговых цепей, Профилированные звенья шарнирно закреплены на скобах, а каждая скоба, пропущенная через внутреннее отверстие соответствующего, несущего звена, сама имеет множество подвижностей относительного этого звена.

Кроме того. каждое несущее звено в пределах его внутреннего отверстия, а именно части этого отверстия, незакрытой скобой, имеет множество подвижностей относительно смежных ему звеньев тяговой цепи.

Каждое профилированное звено имеет неоправданно большое для указанных дорожvbix условий число подвижностей относительно несущих звеньев тяговых цепей, к которым оно подсоединено, а вместе с ними и относительно звеньев тяговых цепей смежных указанным несущим. Такая подвижность профилированных звеньев с

2003559 учетом их пластичности при эксплуатации на неподготовленных участках местности с жесткими крутыми препятствиями неминуемо приводит к быстрому износу и разрушению этих звеньев даже несмотря на то, что они выполнены из высокопрочного материала. Кроме того, ускоренному износу в этих условиях эксплуатации подвергаются скобы и звенья тяговых цепей.

Следует также отметить то, что указанные гусеничные цепи неэффективны для работы на обледенелых зимних дорогах, профилированные звенья таких цепей сложны в изготовлении и требуют большого объема дефицитного дорогостоящего высокопрочного эластичного материала.

Известна также гусеничная цепь для колесных машин, выбранная за прототип и включающая две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые цепи, у каждой из которых по крайней мере каждое четное звено выполнено с внутренним от верстием, через которое каждое из этих звеньев связано со смежными звеньями, последовательно установленные с шагом (в частности, через одно звено) поперек тяговых цепей профилированные звенья, каждое из которых одним из поперечных боковых краев подсоединено к одному из звеньев первой тяговой цепи, а другим — к соответствующему противоположному звену второй тяговой цепи, грунтозацепы по крайней мЕре на части профилированных звеньев (прбспект фирмы SYSTEM

$ЧЕОШND АВ, LUвеция, "Гусеничные устройства" и приложение М 2), У этих гусеничных цепей профилированные звенья имеют на противоположных боковых краях выступы, которыми они входят внутрь соответствующих несущих звеньев тяговых цепей и в таком положении приварены к этим звеньям. В результате каждое профилированное звено оказывается жестко связанным с обеими тяговыми цепями. В случае разрушения какого-либо иэ звеньев такая гусеничная цепь требует ремон1а в специализированной мастерской или в условиях, близких к производственным. Это объясняется неразборностью связей большинства звеньев такой гусеничной цепи и необходимостью строгого соблюдения специальных режимов сварочных операций с последующей термообработкой сварных соединений, Долговечность таких гусеничных цепей сравнительно высока благодаря мощности звеньев тяговых цепей и обеспечению минимальной подвижности профилированных звеньев с несущими звеньями тяговых цепей, к которым они подсоединены, относи5

55 тельно звеньев тяговых цепей, смежных этим несущим звеньям. После приварки наиболее дорогостоящих и сложных профилированных звеньев выступами внутрь несущих звеньев для смежных звеньев внутри несущих остаются лишь отверстия с небольшими зазорами для размещения в них участков этих смежных звеньев. Таким образом, в отличие от конструкции предыдущей гусеничной цепи в этой цепи смежные звенья не имеют возможности продольного смещения относительно несущих, у них есть лишь возможность поворота вокруг осей отверстий, оставленных внутри несущих звеньев, Следует отметить, что относительно высокая жесткость этой гусеничной цепи при наезде колесами машины на крутые жесткие препятствия приводит к восприятию профилированными звеньями и несущими звеньями, к которым они прикреплены, значительных изгибающих нагрузок, что и является причиной их усиления. В случае поломки или износа несущего звена профилированное звено, приваренное к нему, также подлежит замене.

Целью изобретния является повышениедолговечности профилированных звеньев при обеспечении быстрой разборки и сборки гусеничной цепи в непроизводственных условиях.

Для этого в гусеничной цепи для колесных машин, включающей две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые цепи, у каждой иэ которых.по крайней мере часть звеньев выполнена с единым внутренним контуром, имеющим противолежащие участки в средней части и боковые участки, взаимодействующие со смежными звеньями. последовательно установленные с шагом поперек тяговых цепей рофилированные звенья, каждое из которых одним из. поперечных боковых краев подсоединено к одному из звеньев первой тяговой цепи, а другим — к соответствующему противоположному звену второй тяговой цепи, грунтозацепы по крайней мере на части профилированных звеньев, у каждой тяговой цепи с единым внутренним контуром, имеющим противолежащие участки в средней части, выполнено по крайней мере каждое звено, несущее подсоединенное к нему профилированное звено, при этом каждое из несущих звеньев снабжено упругим элементом, который установлен в контакте с противолежащими участками в средней части его внутреннего контура, ограниченной пронизывающими этот контур участками смежных звеньев, подсоединенные к несущим звеньям поперечные боковые края про2003559

15

20 филированных звеньев с приварными сед25

55 филированных звеньев выполнены с симметричными относительно продольной вертикальной плоскости гусеничной цепи элементами, седлающими соответствующие несущие звенья тяговых цепей вместе 5 с установленными в них упругими элементами между пронизывающими эти звенья участками смежных звеньев, пересекая при этом внутренние контуры этих несущих звеньев, причем поперечное сечение каждого седлающего элемента соответствует такому сечению охватывающего им участка несущего звена с упругим элементом, по крайней мере на одном иэ охватывающих несущее звено участков каждого седлающего элемента смонтирован по крайней мере один фиксирующий элемент, пронизывающий упругий элемент, установленный в охваченном несущем звене.

При этом обращенные к участкам смежных звеньев края упругого элемента в каждом несущем звене могут выступать за. боковые края элемента, седлающего это звено.

В поперечном сечении гусеничной цепи, проходящем через любое несущее звено, упругий элемент может выступать в обе стороны за пределы несущего звена.

Проведенный научно-технический анализ изобретения свидетельствует о том, что предлагаемое техническое решение для специалиста не следует явным образом из уровня техники, при этом признаки,изложенной совокупности взаимосвязаны, находятся в причинно-следственной связи с ожидаемым техническим результатом и являются необходимыми и достаточными для его получения, Все это свидетельствует о наличии у предложения изобретательского уровня. 4

На фиг.1 изображен трелевочный трактор, на колесах тандемной тележки которого установлены предлагаемые гусеничные цепи; на фиг.2 — вариант выполнения предлагаемой гусеничной цепи с вертикально 4 расположенными седлающими элементами профилированных звеньев, причем цепь установлена на одном колесе машины (показан момент наезда на крутое жесткое препятствие, в частности на пень); на фиг.3 — вариант предлагаемой цепи с горизонтально расположенными седлающими эле-. ментами профилированных звеньев, причем цепь установлена на колесах одного из бортов тандемной тележки машины (показан момент наезда на крутое жесткое препятствие, в частности на пень); на фиг,4— фрагмент поперечного разреза гусеничной цепи с вертикально расположенными седлающими элементами; на фиг.5 — то же, с горизонтально расположенными седлающими элементами; на фиг.б — фрагмент аксонометрического вида предлагаемой гусеничной цепи с вертикально расположенными седлающими элементами; на фиг.7 — то же, с горизонтально расположенными седлающими элементами; на фиг.8 и 9 — возможные варианты выполнения несущих и соединительных звеньев тяговых цепей; на фиг.10 и 11 — возможные варианты выполнения несущих звеньев тяговых цепей; на фиг.12 и .13 — возможные варианты выполнения соединительных звеньев тяговых цепей; на фиг.14-16 — возможные варианты выполнения штампованных профилированных звеньев; на фиг.17 и 18— варианты выпОлнения профилированных звеньев литьем или обработкой резанием; на фиг.19 — 21 — варианты выполнения пролающими элементами; на фиг.22 — вариант выполнения упругого элемента; на фиг.23 — вариант процедуры установки гусеничной цепи на отдельное колесо (гусеничная цепь имеет профилированные звенья с вертикально расположенными седлающими элементами); на фиг.28-31 — вариант процедуры установки гусеничной цепи на колеса одного из бортов тандемной тележки машины (гусеничная цепь имеет профилированные звенья с горизонтально расположенными седлающими элементами); на фиг.32 — для сравнения сбоку профилированные звенья с горизонтально и вертикально располдженными седлающими элементами; на. фиг.33-35 — три из возможных вариантов выполнения и установки фиксирующих элементов на седлающих элементах.

Предлагаемую гусеничную цепь монтируют как на отдельных колесах машин, так и на парных колесах каждого из бортов тандемных тележек машин, например, предназначенных для трелевки леса (см. фиг.1) и работающих на различных участках местности, в том числе и с крутыми жесткими препятствиями.

Предлагаемая гусеничная цепь включает две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые цепи 1 и 2 и последовательно установленные с шагом поперек тяговых цепей профилированные звенья 3, каждое из которых одним из поперечных боковых краев подсоединено к одному из звеньев первой тяговой цепи 1, а другим — к соответствующему противоположному звену второй тяговой цепи 2. Шаг установки профилированных звеньев может быть различным, например профилированные звенья, как у прототипа. могут быть

2003559

5

20

30

55 закреплены на тяговых цепях 1 и 2 через одно звено, возможно крепление их через два звена и т.п.

На фиг.2,3,6 и 7 изображен вариант закрепления профилированных звеньев 3 на тяговых цепях через одно тяговое звено.

Все звенья 4 тяговых цепей 1 и 2, к которым посоединены профилированные звенья 3, являются несущими, остальные звенья 5 являются соединительными.

Тяговые цепи 1 и 2 могут быть различными по конструкции. Однако целесообразно, чтобы они между собой были одинаковыми. Соединительные и несущие звенья могут иметь одинаковую конструкцию, а могут быть и разными. Одно из существенных требований к несущим звеньям 4 — это выполнение их с единым внутренним контуром, имеющим противолежащие участки в средней части и боковые участки, взаимодействующие со смежными звеньями 5. На фиг.8 и 9 показаны два из возможных вариантов выполнения несущих и соединительных звеньев. В этих частных случаях они могут быть одинаковыми. Возможны и другие варианты одинакового выполнения звеньев 4 и 5.

На фиг.10 и 11 представлены варианты, рекомендуемые в качестве несущих звеньев. При этом в отличие от вариантов, изображенных на фиг.8-10, вариант, показанный на фиг.11, представляет звено

4 с незамкнутым единым внутренним контуром, имеющим небольшой промежуток в средней части. Однако в этой средней части единый внутренний контур звена 4 имеет достаточно большие по длине участки 6 и 7, разделенные указанным промежутком и противолежащие участку 8 того же единого контура. В составе тяговой цепи часть единого внутреннего контура звена 4 занимают пронизывающие его участки 9 соединительных звеньев 5, Эти участки 9 звеньев 5 делят контур звена 4 на среднюю часть при Bbtflollнении звена в соответствии с фиг.11, состо- 45 ящую из участков 6 — 8, и при выполнении звена 4, например, в соответствии с фиг.10, состоящую из участков 10 и 11, и боковые участки 12. взаимодействующие с участками 9 звеньев 5. Участки 12 звеньев 4, изображенные на фиг.11, могут быть упрочнены, например, путем ковки.

На фиг.12 и 13 показаны возможные варианты выполнения соединительных звеньев 5. Звенья 5 могут иметь (фиг.8 и 9), а могут и не иметь (фиг.12 и 13) единый внутренний контур, а следовательно, и противолежащие участки в его средней части.

Для предотвращения размыкания тяговых цепей каждое соединительное звено имеет либо единый внутренний замкнутый контур (см, фиг.8 и 9), либо в нем выполнены по крайней мере два боковых отверстия для подсоединения смежных несущих звеньев, либо в нем образованы для этого два боковых замкнутых (фиг.12) или замыкаемых (и размыкаемых) болтами 13 с шайбами 14 контура. 8 сечении звенья 4 и 5 могут быть как плоскими, так и несколько изогнутыми(этот вариант не показан).

Каждое несущее звено 4 снабжено уп ругим элементом 15; Целесообразно выполнить упругий элемент иэ материала, обладающего высокой упругостью и стойкостью к истиранию, например из полиуретана марок СКУ ПФЛ-100 и СКУУ-7, имеющего твердость 76-80 по Шору А, маслобензостойкой резины подгруппы 4.8 по ГОСТ

7338-77 с твердостью 50-70 по Шору А, иных материалов, соответствующих указанным требованиям. Размер и форма каждого упругого элемента 15 соответствует пространству единого внутреннего контура звена 4, ограниченному размещенными в нем участками смежных звеньев 5, т.е. приблизительно средней части этого контура. После установки упругий элемент 15 . контактирует с участками 6-8 или с участками 10 и 11, но не сжат между ними (допускается лишь минимальаное сжатие). Упругий элемент выполняют, как правило, единым. В случае использования звена 4 с незамкну тым единым внутренним контуром (например, в соответствии с фиг.11) контакта с .участками 6-8 упругому элементу 15 достаточно для ограничения его перемещений во внутреннем контуре звена 4 и исключения его выхода через промежуток времени между участками 6 и 7.

Упругий элемент может иметь проточки

16 (см. фиг.22), соответствующие форме внутренних участков 10 и 11 звена 4, а при необходимости и проточки, соответствующие форме участков смежных звеньев 5, пронизывающих отверстие звена 4. При установке упругих элементов 15, выполненных с проточками, требуется небольшое предварительное сжатие. После установки оно, как правило, должно отсутствовать.

По крайней мере участь профилированных звеньев 3 имеет на наружной, взаимодействующей с грунтом поверхности грунтозацепы 17. Сами звенья 3 могут выполняться как штамповкой, так и литьем или резанием металла. В зависимости от этого . грунтозацепы 17 могут быть выполнены в виде отогнутых во внешнюю сторону краев профилированных выступов, бобышек, приливов и т,п. На внутренней поверхности каждого звена 3, прилегающей к протектору

2003559 элементов 18 или по крайней мере на одном из них смонтирован по крайней мере один фиксирующий элемент. Количество фиксирующих элементов может быть и больше одного, конструкция их — любая общеизвестная. Однако необходимо, чтобы по крайней мере один из фиксирующих элементов, если их будет установлено больше одого, пронизывал упругий элемент 15, размещенный в охваченном им (элементом 18) звене

На фиг.4,5,33.34 и 35 показано несколько возможных вариантов выполнения и установки фиксирующих элементов на седлающих элементах 18. В частности, это может быть, например, болт или гайка, если она располагается в пазу между участками

19 и 20, монтируется по крайней мере на одном из них и пронизывает упругий элемент 15

Все описанные требования, касающиеся фиксирующих элементов, и варианты их выполнения (в том числе и изображенные на чертежах) в равной степени рас18, расположенные как вертикально, так и горизонтально либо наклонно, На фиг.7 показан вариант с двумя фиксирующими элементами на каждом седлающем элементе

18. Необходимо также иметь в виду, что конструкция и вариант установки каждого фиксирующего элемента должны обеспечить разьемность и надежную относительную фиксацию соединяемых звеньев 3 и 4 с элементами 15.

На указанных фигурах для крепления фиксирующего элемента используется, например, гайка 22, которую выполняют, в частности, в одном из охватывающих участков

19 или 20. Роль фиксирующего элемента выполняет болт 23, пронизывающий упругий элемент 15, а значит, и единый внутренний контур звена 4, охватываемого седлающим элементом 18, Как уже было сказано, воз45

50 можны и другие варианты выполнения и установки фиксирующих элементов.

На фиг.4,5,33-35 показаны различные конструкции болтов 23, а также различные варианты их взаимодействия с участком 20 седлающего элемента 18. На фиг.4 и 5 болты

23 ввернуты вгайки,,выполненные на участках 20; на фиг.33-35 гайки 22 выполнены на участках 19, а болт 23 своим концом входит в сквозное отверстие участка 20 (фиг.ЗЗ) ли55 шины колеса, могут быть выполнены выступы (не показаны) для исключения проскаль-, зывания Kollec относительно звеньев 3.

Роль грунтозацепа 17 может выполнять и само тело звена 3. 5

Подсоединяемые к несущим звеньям 4 поперечные боковые края звеньев 3 выполнены с симметричными относительно продольной вертикальной плоскотси элементами 18, седлающими звенья 4. Злемен- 10 ты 18 седлают соответствующие. звенья 4 цепей 1 и 2 вместе с установленными в них упругими элементами 15. При этом элементы 18 проходят между пронизывающими соответствующие несущие звенья 4 участками 15

9 смежных соединительных звеньев 5 и пересекают внутренние отверстия звеньев 4..

Поперечное сечение каждого седлающего элемента 18 соответствует такому сечению охватываемого им участка несущего звена 4 20 с упругим элементом 15.

В зависимости от технологии изготовления звеньев 3 седлающие элементы могут быть выполнены по-разному. Охватывающие звено 4 участки 19 и 20 каждого седла- 25. пространяются на седлающие элементы ющего элемента 18 образуют как бы открытый в одну сторону паз. Наиболее целесообразно располагать пазы седлающих элементов горизонтально, открытой частью внутрь или наружу звена 3 (см.; например, 30 фиг.3,5,7,16,18,19,20,21 и 30).

Возможны варианты вертикального расположения седлающих элементов (см. фиг,14 и 17) открытой частью паза вниз, варианты наклонного расположения этих 35 элементов 18 (см. фиг,15) — открытой частью паза вниз с отклонением элементов so внешнюю звену 3 сторону, т.е, наружу, под углом не более 30 к вертикали, другие варианты расположения седлающих. эле- 40 ментов 18, исключающие в процессе эксплуатации выжимание звеньев 4 из пазов этих элементов, При указанных вертикальном и наклонном (или ином) расположениях седлающих элементов 18 необходимо предусмотреть такое выполнение звеньев 3 в зонах входов в обращенные вниз пазы их элементов 18, при котором не создавались бы препятствия удобному вводу в пазы звеньев 4 с упругими элементами 15, В частности, например, участки 21 грунтозацепов 17 (см. фиг.4, 6 и 14) в этих зонах не должны препятствовать вводу в пазы элементов 18 звеньев 4 с элементами 15, Кромки и углы, образующие паз бо в глухое отверстие (фиг.34) этого участка, участков 19 и 20 каждого седлающего элемента 18, целесообразно притупить или скруглить.

Для соединения звеньев 3 со звеньями

4 и элементами 15 на обоих участках 19 и 20 дящегося во внутреннем контуре соответст13

14

2003559 вующего звена 4, могут выступать за боковые края 25, Возможны варианты, при которых края 24 не выступают за края 25, В поперечном сечении упругий элемент 15 может выступать в обе стороны за пределы соответствующего несущего звена 4 краями

26, взаимодействующими с участками 19 и

20 элементов 18, Возможны варианты, когда края 26 не выступают за пределы несущего звена 4.

Для установки гусеничной цепи на отдельное колесо или пару колес тандемной тележки по крайней мере одно из звеньев каждой тяговой цепи 1 и 2 должно быть размыкаемым. Если звено 5 соединительное, то оно может быть подобно, например, звену 5, изображенному на фиг.13. Если звено 4 несущее, то оно может быть, например, подобно звену 4, изображенному на фиг,11.

Необходимо отметить, что после установки внутрь такого звена 4 упругого элемента 15 оно им замыкается, т.е. участки 9 звеньев 5 не могут выйти из звена 4 через промежуток между участками 6 и 7 его внутреннего контура, так как этому препятствует упругий элемент 15 после установки и закрепления его вместе с звеном 4 в пазу седлающего элемента 18.

Порядок установки гусеничной цепи на отдельное колесо незначительно отличается от порядка установки гусеничной цепи на пару колес тандемной тележки. Небольшое различие связано с тем, какими звеньями замыкается и размыкается гусеничная цепь — несущими или соединительными. Дополнительно обозначим размыкающие (замыкающие) несущие звенья позицией 27, а размыкающие (замыкающие) соединительные звенья позицией 28.

Для примера рассмотрим вариант установки на отдельное колесо гусеничной цепи с размыкающими (замыкающими) несущими звеньями 27, В исходном состоянии гусеничная цепь разомкнута, т,е. с каждой из ее тяговых цепей 1 и 2 снято звено 27 вместе с устанавливаемым в его едином внутреннем контуре упругим элементом 15 и профилированным звеном 3. Гусеничную цепь укладывают на грунт и наезжают колесом вдоль продольной оси гусеничной цепи на одно из крайних звеньев 3, оставшихся на цепи (cM.ôèã.23).

Из колеса частично удаляют воздух, обеспечивая, чтобы расстояние 00> (I) от оси колеса до его опорной поверхности было меньше статического радиуса колеса R<> (cM. фиг.24). Затем набрасывают гусеничную цепь на колесо. Далее звеньями 27 соединяют тяговые цепи 1 и 2 гусеничной цепи (см. фиг.24 и 25). Затем под колесо сбоку

55 параллельно звену 3, на которое оно опирается, устанавливают звено 3, снятое до начала процедуры установки гусеничной цепи, с звеньев 27 (см. фиг.24). После этого колесо движением машины перекатывают на это звено 3 (см.фиг.26), дополнительно обозначенное позицией 29 на фигурах 24, 26 и 27.

В звенья 27 вставляют их упругие элементы

15, после чего звенья 27 с упругими элементами 15 вставляют в пазы соответствующих седлающих элементов 18 звена 3 (29). Участки 19 элементов 18 и упругие элементы 15 пронизывают, например, соответствующими болтами 23 с шайбами 30. Болты заворачивают в гайки 22, выполненные (или закрепленные) на участках 19 или 20 элементов 18. Слабина колеса, т.е. частичное удаление из него воздуха, позволяет осуществить указанную сборку. Затем колесо подкачивают до нормально необходимого состояния (см.фиг.27).

Рассмотрим также вариант установки в пару колес тандемной тележки гусеничной цепи с размыкающими (замыкающими) соединительными звеньями 28.

Дополнительно обозначим пары несущих звеньев, смежных соединительным звеньям 28. По одну сторону от звеньев 28 расположены несущие звенья 31, а по другую сторону — несущие звенья 32, В исходном состоянии с гусеничной цепи сняты соединительные звенья 28, и для ослабления цепи при последующей сборке с нее по одну сторону от места размыкания цепи может быть снято по крайней мере одно профилированное звено 33. Предположим, что звено 33 снято с несущих звеньев

31. Гусеничную цепь укладывают после этого на грунт и вдоль ее продольной оси движением машины наезжают на нее парой колес одного из бортов тандемной тележки, Останавливают машину в тот момент, когда заднее колесо указанной пары наезжает на профилированное звено, подсоединенное к несущим звеньям 32 (см. фиг.28). Затем гусеничную цепь набрасывают на указанную пару колес и звеньями 28 с раскрученными болтами 13 замыкают гусеничную цепь, соединяя звенья 28 с одной стороны с несущими звеньями 31, а с другой — с несущими звеньями 32. Далее закручивают болты 13 звеньев 28 (см. фиг.29 и 30) и затем движением машины перемещают гусеничную цепь на колесах в положение, при котором звенья 28, 31 и 32 оказываются s верхней ветви гусеничной цепи над межколесным промежутком (см. фиг,31), После этого внутрь несущих звеньев 31 вставляют упругие элементы 15, затем эти звенья с упругими элементами размещают в пазах

2003559

5

35

55 элементов 18 звена 33 (3) и закрепляют, например. с помощью болтов 23 гаек 22.и при необходимости шайб 30.

Близкими к описанным являются процедуры установки гусеничной цепи на отдельное колесо при размыкании(замыкании) этой цепи соединительными звеньями 28 и установки гусеничной цепи на пару колес одного из бортов тандемной тележки при размыкании (замыкании) этой цепи несущими звеньями 27.

Следует обратить внимание на специфику выбора гусеничных цепей с вертикально расположенными профилированными звеньями (в дальнейшем цепи В) и с гори-. зонтально расположенными профилированными звеньями (в дальнейшем цепи Г).

Цепи В имеют преимущество, которое состоит в том, что, взаимодействия с довольно значительными по высоте участками

20 элементов 18, колеса играют роль дополнительных упругих элементов, стабилизирующих цепь и препятствующих действию на звенья 3 через грунтозацепы 17 внешних . сил Р, стремящихся повернуть звенья 3 относительно мест их подсоединения к несущим звеньям на плече h1(см. фиг.32). Иначе говоря, участки 20 элементов 18 у цепей В препятствуют боковому сходу гусеничной цепи с колеса. Однако при установке цепей

В на пары колес тандемной тележки они имеют недостаток, связанный с достаточной большой высотой hi, поскольку цепи, надетые на колеса тандемных тележек, постоянно имеют во время движения участки, контактирующие и неконтактирующие с колесами, причем неконтактирующие с колесами участки нижней ветви взаимодействуют при движении с грунтом и различными препятствиями, в том числе и с достаточно высокими, жесткими, крутыми препятствиями. В этой зоне при высоте h1 могут возникнуть опаснйе по величине моменты поворота звеньев 3, которые приводят к сбросу цепи, быстрому износу ее звеньев и к поломкам.

Стремление снизить плечо с h> до hz u моментов с М> и М2 приводит к цепям Г.

Таким образом, для пар колес тандемных тележек наиболее целесообразны цепи Г, а дл я отдел ьн ых колес — цепи В.

Гусеничная цепь работает следующим образом.

Колеса машины, взаимодействуя через звенья гусеничной цепи с поверхностью движения, реализуют тяговое усилие машины. Нагрузки от взаимодействия с поверхностью движения, в том числе и с крутыми жесткими препятствиями, воспринимаются профилированными звеньями 3, а от них передаются звеньям 4 и 5 цепи, Для осуществления функций, возложенных на предлагаемую гусеничную цепь, она имеет минимально необходимые подвижности между звеньями 4 и 5 (аналогичные подвижностям у прототипа), Кроме того, гусеничная цепь допускает относительные перемещения звеньев 3 и 4 в пределах сжатия установленных между ними упругих элементов 15. Как и у цепи-прототипа. основной износ у предлагаемой гусеничной цепи ожидается на боковых участках 9 и 12 соответственно соединительных звеньев 5 и несущих звеньев 4, Однако s отличие от прототипа у предлагаемой гусеничной цепи участки 12 несущих звеньев 4 не являются принадлежностью одновременно и звеньев 3 (в прототипе звенья 3 и 4 соединены между собой сваркой), В предлагаемом изобретении соединение звеньев 3 и 4 разборное, Это соединение обеспечивает достаточную жесткость связи между этими звеньями, позволяющую лишь небольшие относительные перемещения этих звеньев в пределах сжатия размещаемых между ними упругих элементов 15.

По степени жесткости вовможны различные варианты исполнения гусеничных цепей.

Самый жесткий вариант цепи, у которого элементы 18 звеньев 3 занимают почти все пространство между участками 9 смежных звеньев 5 при их взаимодействии с участками 12 звеньев 4 (остаются лишь небольшие зазоры, необходимые для относительного поворота звеньев 4 и 5), а также, когда одновременно и края 26 упругих элементов 15 не выступают за пределы несущих звеньев

4, В этом варианте возможны относительные перемещения (в основном повороты) звеньев 3 и 4 в пределах сжатия упругих элементов .15 у цепей Г в горизонтальной плоскости, а у цепей В в вертикальной (у цепей с наклонными элементами 18 звеньев 3 — в плоскости пазов этих элементов).

Менее жесткий вариант — это такой, у которого в отличие от предыдущего края

26 упругих элементов 15 выступают за пределы несущих звеньев, обеспечивая возможность небольших упругих перемещений в поперечной плоскости гусеничной цепи. И еще менее жеский вариант, у которого между элементами 18 звеньев 3 и участками 9 звеньев, взаимодействующими с участками 12 звеньев 4, имеются промежутки, которые заполнены в единых внутренних контурах звеньев 4 выступающими за края 25 элементов 18 участками упругих элементов 15 т,е. в случае, когда края 24 элементов 15 выступают за края 25 элементов

18). В этом случае возможны относительные перемещения звеньев 3 и 4 в продольной

18

2003559 плоскости гусеничной цепи, в плоскости. действия тягового усилия. Этот вариант является наиболее предпочтительным для легких гусеничных цепей, Он позволяет в определенной степени упруго восприни- 5 мать основные нагрузки, действующие на элементы и звенья цепи (см. фиг.2 и 3), а также исключить удары участков 9 звеньев

5 о края 25 элементов 18, На фиг.2 и 3 показаны относительные 10 перемещения звеньев усилий. При этом следует особо обратить внимание на то, что фиксирующие элементы, в частности болты

23, пронизывающие участки 19 элементов

18, упругие элементы 15 и единые внутрен- 15 ние контуры звеньев 4 не взаимодействуют с продольно нагружаемыми звеньями 4.

Они взаимодействуют только с упругими элементами внутри звеньев 4. 8 результате дополнительно защищаются от износа и по- 20 ломок звенья 3, перечные боковые края профилированных

25 звеньев выполнены с симметричными относительно продольной вертикальной плоскости гусеничной цепи элементами, седлающими соответствующие несущие. звенья тяговых цепей вместе с установлен30 ными в них упругими элементами, между пронизывающими эти звенья участками смежных звеньев, пересекая при этом внутренние контуры этих несущих звеньев, причем поперечное сечение каждого сед35 лающего элемента соответствует сечению охватываемого им участка несущего звена с упругим элементом и по крайней мере на одном из охватывающих несущее звено участках каждого седлающего элемента смонтирован по крайней мере один фиксирующий элемент, пронизывающий упругий элемент и установленный в охваченном несущем звене, 2, Гусеничная цепь по п.1, отличающаяся тем, что обращенные к участкам смежных звеньев края упругого элемента в каждом несущем звене выступают за боковые края элемента, седлающего это звено, 5С 3, Гусеничная цепь по п,1, отличающаяся тем, что в поперечном сечении гусеничной цепи, проходящем через любое несу: щее звено, упругий элемент выступает в обе стороны за пределы несущего звена.

Формула изобретения

1. ГУСЕНИЧНАЯ ЦЕПЬ ДЛЯ КОЛЕСHblX МАШИН, включающая две параллельно установленные, замыкаемые в обвод тяговые цепи, у каждой из которых по крайней мере часть звеньев выполнена с единым внутренним контуром, противолежащими участками в средней части и боковыми участками, взаимодействующими со смежными звеньями, последовательно установленные с шагом поперек тяговый цепей профилированные звенья, каждое из которых одним из поперечных боковых краев подсоединено к одному из звеньев первой тяговой цепи, а другим - к соответствующему противоположному звену второй тяговой цепи, грунтозацепы по крайней мере на части профилированных звеньев, отличающаяся тем, что у каждой тяговой цепи выполнено по крайней мере каждое звено, несущее подсоединенное к нему профилированное звено, при этом каждое из указанных несущих звеньев снабжено упругим элементом, установленным в контакте с противолежащими участками в средней части его внутреннего контура, ограниченной пронизывающими этот контур участками смежных звеньев, а подсоединяемые к несущим звеньям поИтак, основной износ идет в зонах взаимодействия звеньев 5 и 4, отделяемых от звеньев 3 при разборке. Причем предлагаемая конструкция позволяет быстро разобрать и собоать гусеничную цепь в любых условиях, в том числе и в непроизводственных. Соединение звеньев 3 с тяговыми цепями 1 и 2 не представляет большого труда.

Таким образом, совокупность существенных признаков, характеризующих предлагаемую гусеничную цепь, позволяет получить технический результат, выражающийся в повышении долговечности профилированных звеньев при обеспечении быстрой разборки и сборки гусеничной цепи в непроизводственных условиях. (56) Проспект фирмы "SYSTEM

SVEDLUND АВ", Швеция. /Гусеничные устройства. Демонстрация на выставке "Финтехнология", октябрь 1987, г, Москва.

2003559

2003559

Фиа Л

Фиг. Ф

2003559

2003559

2003559

2003559

2003559

2003559

2003559

2003559

2003559

mus. 59 о 2. 55

Составитель В. Шестаков

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С Патрушева

Редактор Н. Цалихина

Заказ 3302

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва,Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин Гусеничная цепь для колесных машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции гусеничных цепей транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению , а именно к гусеничным машинам

Изобретение относится к области наземного транспорта, конкретно к гусеничным движителям транспортных средств, главным образом длиннобазовых гусеничных тягачей и вездеходов для тундровых районов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к колесным транспортным средствам

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к транспортным средствам на гусеничном ходу, а именно к гусеницам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к гусеничным движителям транспортных средств

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к тракторостроению, и может быть использовано для гусеничных цепей

Шарнир // 2459126
Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим подвижное соединение деталей, образующих кинематическую вращательную пару, и может быть использовано, например, в гусеничных движителях транспортных средств

Изобретение относится к гусеничным транспортным средствам общего назначения, имеющим возможность передвигаться как по земле, так и по воде и заболоченным и труднодоступным местностям
Наверх