Гик мачты грота

 

Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции гиков с патент-рифами. Сущность: на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениями: D=d+2Cd/H, П=п+2Cп/H, где D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении; D диаметр поперечных сечений нока или основания гика; C высота серпа нижней части грота; H высота грота, измеренная по передней шкаторине; П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении; п периметр поперечных сечений нока или основания гика. 2 ил.

Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции гиков с патент-рифами.

Известен гик мачты грота, содержащий патент-риф (кн. М. и Д.Сулержицкие. Морской словарь, ДОСААФ, М. 1955, с.157, 158, рис.297).

Однако такой парус-грот имеет низкие аэродинамическое и эксплуатационные качества.

Цель изобретения сохранение высокого аэродинамического качества паруса-грота.

Указанная цель достигается за счет того, что на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениями D d + П п + где D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении, С высота серпа нижней части грота, d диаметр поперечных сечений нока или основания гика, Н высота грота, измеренная по передней шкаторине, П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении, п периметр поперечных сечений нока или основания гика.

На фиг. 1 изображен грот на мачте и гике с патент-рифом; на фиг.2 гик с патент-рифом.

Гик предназначен для грота 1, закрепленного на мачте 2, и содержит утолщение 3. Гик соединен с валиком 4 с совмещенной фаловой лебедкой и патент-рифом 5. На конце гик имеет вертлюг 6, к которому прикреплен гика-шкот 7.

Гик с патент-рифом 5 эксплуатируется следующим образом.

При усилении ветра и необходимости рифить грот 1 с помощью фаловой лебедки и патент-рифа 5 гик через валик 4 начинает вращаться. При этом фал (на фиг. не показан) вытравливается, вертлюг 6 остается неподвижным, и гик-шкот 7 не наматывается на гик, утолщение 3 гика выбирает часть серпа нижней шкаторины грота 1, сцепленной с гиком, перетяжек и фалд на гроте 1 не образуется и последний работает с наибольшим аэродинамическим качеством. При усилении ветра до штормового вышеописанным способом грот 1 рифится до половины своей высоты Н/2, когда его площадь уменьшена в 4 раза, а утолщение 3 гика полностью выбирает серп нижней шкаторины грота 1, и последний по-прежнему работает с наибольшим аэродинамическим качеством. При ослаблении ветра и необходимости увеличения площади грота 1 все вышеописанные операции и взаимодействие частей устройства производятся в обратном порядке.

Точка утолщения 3 определяется следующим образом. На расстоянии половины высоты Н/2 грота 1 к мачте 2 восстанавливается перпендикуляр до пересечения с линией максимального пуза (штриховая), которая должна быть указана в паспорте судна. И из этой точки опускается параллельно мачте 2 прямая до пересечения с гиком, что дает точку "М". Отрезок между "М" и точкой пересечения линии пуза с гиком "П" делится пополам ПМ/2 и прибавляется к отрезку "МР" между точкой "М" и основанием гика точкой "Р" (фиг.1). Сумма ПМ/2 +МР откладывается от основания гика "Р", и получается координата утолщения 3 (фиг.2).

Диаметр утолщения 3 на гике рассчитывается по предложенной формуле следующим образом. Примерные исходные данные d= 0,07 м; С 0,15 м; Н 5 м, тогда D 0,07 м + 0,0742 м Вывод формулы произведен следующим образом. Предположим, что при намотке грота 1 до половины его высоты Н/2 весь серп "С" нижней шкаторины должен быть выбран. Тогда длина пути утолщения 3 будет: H/2+C; количество оборотов утолщения 3: количество оборотов основания гика: H/2 d. Но гик неделим и количество оборотов утолщения 3 и основания гика 3 равны
или (Н+2С/d)=HD, или D или D d +
Использование предложенного гика с патент-рифом позволяет сохранить высокое аэродинамическое качество паруса-грота, практически, при любых ветровых условиях и сократить комплект парусов-гротов.

Конструкция предложенного гика с патент-рифом и принцип расчета его утолщения с успехом могут быть перенесены на устройство для намотки грота, расположенное внутри полой грот-мачты.


Формула изобретения

ГИК МАЧТЫ ГРОТА, содержащий патент-риф, отличающийся тем, что на расстоянии от основания гика, равном сумме длины перпендикуляра, проведенного к мачте грота на уровне половины его высоты к линии максимального пуза грота, и половины отрезка длины гика между окончанием проекции этого перпендикуляра на гик по его длине и точкой пересечения гика с линией максимального пуза грота, гик выполнен с утолщением по отношению к его ноку и основанию, плавно уменьшающимся к ним, при этом параметры гика определены соотношениями


где D диаметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его круглым в поперечном сечении;
d диаметр поперечных сечений нока или основания гика;
C высота серпа нижней части грота;
H высота грота, измеренная по передней шкаторине;
П периметр поперечного сечения в месте утолщения гика при выполнении его прямоугольным в поперечном сечении;
п периметр поперечных сечений нока или основания гика.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования мачт для парусных судов и досок различного класса

Изобретение относится к парусному делу , к оснащению парусных судов, преимущественно крейсерных гоночных яхт, к устройствам крепления бермудского грота к м,эчте

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования косого парусного вооружения парусных и парусно-моторных круизных

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению, а именно к парусному вооружению судов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования наружного вооружения судов, Цель изобретения - повышение эксплуатационных качеств путем регулирования аэродинамического качества паруса

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования парусных многокорпусных судов

Изобретение относится к судостроению , в частности к разборному парусному вооружению туристских и спортивных судов

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании как основного, так и дополнительного парусного движителя

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для создания парусных грузовых или пассажирских судов

Изобретение относится к судостроению и касается парусных систем с жесткими парусами для судов различных классов

Изобретение относится к судостроению и касается создания разъемного соединения гика-уишбона с мачтой парусной доски и швертбота

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания парусно-моторных судов

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов с ветровыми движителями

Изобретение относится к привязным ветровым движителям и, в частности, к устройствам управления для судовой аэродинамической ветровой движительной системы

Изобретение относится к судовым ветровым движителям и касается конструирования парусного вооружения
Наверх