Устройство для измерения и управления зазором тормоза

 

Использование: в системах измерения и управления зазором тормоза в автомобилях. Сущность: устройство для измерения и управления зазором тормоза содержит датчик, усилитель, устройство управления, реверсивный двигатель, устройство индикации. В качестве датчика применен электромагнитный датчик перемещения тормозной колодки, выход которого соединен через усилитель со входом устройства управления, подвижная часть электромагнитного датчика жестко соединена с тормозной колодкой. Корпус электромагнитного датчика неподвижен относительно последней, но имеет возможность равного сонаправленного перемещения совместно с тормозной колодкой при регулировке зазора тормоза за счет воздействия рычагов, приводимых в действие через зубчатую передачу реверсивным электродвигателем, вход которого соединен с выходом устройства управления. 1 ил.

Изобретение относится к системам измерения и управления зазором тормоза и может быть использовано на автомобильном транспорте.

Известно устройство для измерения износа фрикционной накладки колодки тормоза, содержащее датчик, встроенный в тормоз и связанный с измерительным прибором [1] Недостатками устройства являются невозможность управлять зазором, необходимость наличия источника сжатого воздуха для осуществления контроля.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для определения и управления зазором тормоза, содержащее датчик, источник сжатого газа, управляющее устройство, реверсивный двигатель, устройство индикации [2] Недостатками устройства являются наличие источника сжатого газа, что отрицательно сказывается на массовых характеристиках и, кроме того, наличие отверстия в тормозной колодке, что снижает площадь поверхности торможения.

Целью данного изобретения является уменьшение массовых характеристик устройства.

Указанная цель достигается тем, что в качестве датчика применен электромагнитный датчик перемещения тормозной колодки, выход которого соединен через усилитель со входом устройства управления, подвижная часть электромагнитного датчика жестко соединена с тормозной колодкой, и устройство снабжено дополнительными рычагами, кинематически связанными с зубчатой передачей и корпусом электромагнитного датчика, установленным с возможностью равного сонаправленного перемещения с тормозной колодкой и расположения его на одинаковом расстоянии от колодки в ее положениях после регулировки зазора тормоза.

Анализ известных технических решений позволяет сделать вывод о том, что предлагаемое устройство соответствуют критерию "новизна", а также о том, что несмотря на то, что отдельные вышеперечисленные элементы устройства встречаются в ряде технических решений, но совокупность этих элементов и их связей является новой, а следовательно предлагаемое устройство соответствует критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 представлена схема устройства для определения и управления зазором тормоза. Устройство состоит из реверсивного электродвигателя 1, зубчатой передачи 2, двуплечего рычага 3, винта ручной регулировки зазора 4, шарнирной секции 5, рычагов 6, 7 и 8, усилителя 9, устройства управления 10, тяги 11, электромагнитного датчика 12, устройства индикации 13. Кроме того, на фиг. 1 обозначены: тормозной башмак 15, фрикционная накладка 16, пружина 14, тормозной барабан 17, которые функционально не входят в устройство для определения и управления зазором тормоза. Подвижная часть электромагнитного датчика 12 через тягу 11 жестко связана с тормозным башмаком 15, выход электромагнитного датчика 12 соединен со входом усилителя 9, выход которого соединен со входом устройства управления 10, первый и второй выходы которого соединены со входом реверсивного электродвигателя 1 и входом устройства индикации 13 соответственно. Вал реверсивного электродвигателя 1 через зубчатую передачу 2 связан с двуплечим рычагом 3, на концах которого шарнирно закреплены концы рычагов 6 и 7. Второй конец рычага 6 опирается на тормозной башмак 15, а второй конец рычага 7 соединен через шарнирную секцию 5 с одним концом рычага 8, второй конец которого жестко закреплен на корпусе электромагнитного датчика 12.

Устройство работает следующим образом.

При эксплуатации тормоза тормозной башмак 15 совместно с фрикционной накладкой 16 имеет возможность перемещения и фрикционного зацепления с вращающимся тормозным барабаном 17. Пружина 14 служит для возвращения тормозного башмака в первоначальное положение при растормаживании. При торможении тормозной башмак 15 через тягу 11 вызывает перемещение подвижной части электромагнитного датчика 12, на выходе которого появляется электрический сигнал, пропорциональный перемещению. Этот сигнал через усилитель 9 подается на вход устройства управления 10, где анализируется (например путем сравнения с некоторыми пороговыми величинами, соответствующими минимальному и максимальному зазорам). В случае, если зазор превышает предварительно определенную максимальную величину или оказывается меньше предварительно определенной минимальной величины, то на первом выходе устройства управления 10 появляется электрический сигнал соответствующего знака, заставляющий вал реверсивного электродвигателя 1 вращаться в сторону увеличения или в сторону уменьшения зазора. Например, при увеличении зазора тормоза вал электродвигателя 1 вращается таким образом, чтобы вызвать поворот двуплечего рычага 3 по часовой стрелке. Это вызовет перемещение рычага 6 вперед, что ограничит ход тормозного башмака назад, так как последний при условии освобождения тормоза опирается на конец рычага 6. Одновременно с этим за счет воздействия рычагов 7, 8 соединенных через шарнирную секцию 5 на корпус электромагнитного датчика 12 происходит перемещение последнего на такое же расстояние также вперед. Это перемещение будет происходить до тех пор, пока сигнал, выдаваемый датчиком не войдет в заранее определенные границы. После этого, с первого выхода устройство управления 10 снимается разрешающий сигнал и реверсивный электродвигатель 1 прекращает работу. После растормаживания под действием пружины 14 тормозной башмак 15 с фрикционной накладкой 16 отходит назад и опирается на конец рычага 6, который к этому времени уже переместился вперед на расстояние увеличения зазора. Таким образом зазор между фрикционной накладкой 16 и тормозным барабаном 17 уменьшается. Аналогичным образом регулируется зазор в случае, если он оказывается меньше заранее установленной величины. В этом случае перемещение рычага 6 и корпуса электромагнитного датчика 12 будут происходить назад. В устройстве предусмотрена возможность индикации. Это могут быть либо контрольная лампочка, либо прибор, показывающий величину зазора тормоза. Предлагаемое устройство может работать в непрерывном (следящем) режиме, а может отключаться и использоваться при проведении регламентного обслуживания тормоза. В устройстве также предусмотрена возможность ручной регулировки зазора тормоза с помощью регулировочного винта 4, если в этом есть необходимость.

Предлагаемое устройство позволяет получить значительный выигрыш в массовых характеристиках, т.к. для его функционирования не требуется источник сжатого воздуха (компрессор или баллон).

Формула изобретения

Устройство для измерения и управления зазором тормоза, содержащее датчик, усилитель, устройство управления, устройство индикации, реверсивный электродвигатель, кинематически связанный посредством зубчатой передачи и рычага с тормозной колодкой, отличающееся тем, что в качестве датчика применен электромагнитный датчик перемещения тормозной колодки, выход которого соединен через усилитель со входом устройства управления, подвижная часть электромагнитного датчика жестко соединена с тормозной колодкой, и устройство снабжено дополнительными рычагами, кинематически связанными с зубчатой передачей и корпусом электромагнитного датчика, установленным с возможностью равного сонаправленного перемещения с тормозной колодкой и расположения его на одинаковом расстоянии от колодки в ее положениях после регулировки зазора тормоза.

РИСУНКИ

Рисунок 1



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля технического состояния тормозов и может быть использовано для непрерывного дистанционного контроля ресурса и установившейся температуры фрикционных накладок тормозов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сигнализаторах износа тормозных устройств с фрикционным торможением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных машинах для контроля теплового режима фрикционных узлов

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано при создании устройств для защиты от перегрузок фрикционных муфт с гидравлическим управлением

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано во фрикционных тормозах, .муфтах сцепления и

Изобретение относится к регуляторам зазора тормозов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозам с компенсатором износа, и может найти применение в колесных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к тормозам с компенсатором износа, и может найти применение в колесных тормозных системах транспортных средств

Изобретение относится к области рельсового транспорта, в частности к зажимным тормозам
Наверх