Способ оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта и может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке. Оценку проводят в условиях повторяющегося игрового теста на кольцевом маршруте с мобильной меткой и препятствиями, которые формируются при помощи устройств отображения дополненной реальности. Исследователь на мониторе, воспроизводящем изображения испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или программно-аппаратный комплекс фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта за счет использования устройств дополненной реальности и учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

 

Изобретение относится к способу оценки игровой выносливости человека в игровых видах спорта. Вместе с тем, оно может быть использовано в медицинской, психологической, физиологической или спортивной науке, например при исследовании динамики развития технико-тактической подготовленности спортсменов.

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Общая и специальная выносливость различаются особенностями нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности.

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Единого универсального метода и критерия оценки выносливости не существует. Для получения полной картины определения выносливости следует использовать разнородные тесты. К тому же есть своя специфика измерения специальной выносливости, проявляемой в спортивных играх, единоборствах, гимнастике и других видах спорта [1].

Уровень техники. Известны нашлемные системы целеуказания и индикации (НСЦИ) - обязательная принадлежность современных боевых самолетов и вертолетов [2]. НСЦИ проецирует изображение на прозрачный экран, находящийся перед глазами пилота и закрепленный на его шлеме. Так как экран прозрачен, пилот может одновременно наблюдать и внешнюю обстановку, и индицируемую информацию. Пилоту индицируюся основные пилотажные параметры, тактическая и навигационная информация.

Для применения в спорте более перспективны компактные устройства отображения дополненной реальности. Среди известных устройств - легкие очки дополненной реальности компании SensoMotoric Instruments (SMI) или Google Project Glass [3] и миниатюрные контактные линзы дополненной реальности компании Innovega (система iOptik). Инновационная система iOptik может работать в паре со специализированными очками. Ее пользователь фокусируется одновременно на нескольких объектах разной удаленности, причем одна цель не мешает другой [4].

Однако такие системы отображения дополненной реальности не предназначены для оценки игровой выносливости.

Известен способ оценки игровой выносливости по патенту [5]. Недостатком данного способа является то, что в данном способе определение игровой выносливости испытуемого осуществляется в условиях, удаленных от реальной игры, где спортсмену предоставляется практически полная свобода действий.

Наиболее близким по технической сути к заявляемому изобретению является способ по патенту [6]. Данный способ обеспечивает получение достоверной оценки индивидуального уровня выносливости спортсмена при многорежимных игровых нагрузках. Результат достигается тем, что на горизонтальной поверхности световым излучателем, входящим в состав программно-аппаратного комплекса, формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге. При резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме.

Недостатком указанного способа является его низкая эффективность из-за удаленности условий тестирования от условий реальной игры, где игрок часто вынужден перепрыгивать через препятствия и/или перебрасывать через них свой спортивный снаряд.

Технический результат предлагаемого способа заключается в повышении эффективности оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта.

Технический результат достигается тем, что оценку игровой выносливости испытуемого проводят игровым тестом путем предъявления испытуемому когнитивно-двигательной задачи, где программно-аппаратным комплексом формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого. Режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута. Кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны. Задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим. Каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого. После команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге; при резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме. Причем новым является то, что на испытуемом закрепляют мобильное средство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса, часть которого стационарна и связана с мобильной частью по радиоканалу;

исследователь из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса задает конфигурацию кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширину маршрута, длину световой метки и количество плоских и/или объемных препятствий на маршруте, которые должен перепрыгнуть спортсмен, выполняя когнитивно-двигательную задачу;

испытуемый в границах световой метки, сформированной дополненной реальностью, после команды «Старт» неоднократно проходит маршрут, не выходя за площадь световой метки и перепрыгивая препятствия, а исследователь на мониторе, воспроизводящим изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество технических ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество, при резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается, фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме;

для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и игровых нагрузках задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий.

В этом заключается совокупность существенных признаков, обеспечивающая получение технического результата во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны.

Предлагаемый способ оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта осуществляется следующим образом. На испытуемом закрепляют мобильное средство (шлем, очки, или линзы), формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса. Исследователь из библиотеки программ комплекса выбирает и задает режим теста. Им задается конфигурация кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширина маршрута, длина световой метки и количество плоских и объемных препятствий на маршруте, которые должен преодолеть спортсмен, выполняя когнитивно-двигательную задачу.

На устройство, создающее дополненную реальность, подается сигнал, который формирует видеоконтент с изображением виртуального маршрута, световой метки и препятствий на маршруте. Испытуемому предлагается встать в границах световой метки и после команды «Старт» неоднократно пройти маршрут с препятствиями, не выходя за площадь световой метки. По команде «Старт» испытуемый начинает свое движение, контролирует свои локомоции в предложенных пространственно-скоростных условиях и выполняет технические приемы по преодолению препятствий на маршруте. Исследователь на мониторе, воспроизводящем изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество. При резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается. Фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме.

После полного восстановления испытуемого тест повторяют для проверки данных. Затем при необходимости задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и других игровых нагрузках.

Заявляемый способ позволяет значительно расширить диапазон условий тестирования испытуемых за счет возможности проведения испытаний в естественных и искусственных режимах, включая испытания на различных покрытиях и в условиях яркой освещенности игрового поля. При значительном весе и габаритах вычислительного комплекса, связь и обмен информацией между системами переносной и стационарной части программно-аппаратного комплекса может осуществляться по радиоканалу.

При осуществлении заявляемого способа могут использоваться известные технические решения и средства. Для компьютерной обработки полученной информации может быть использовано известное или оригинальное программное обеспечение.

Способ позволяет повысить эффективность оценки игровой выносливости спортсмена в игровых видах спорта за счет учета особенностей нервно-мышечного регулирования и энергообеспечения организма при различных видах двигательной деятельности. Изобретение позволяет создать новые режимы и условия оценки выносливости спортсмена, которые имеют существенное преимущество по сравнению с известными способами.

Данный способ тестирования выгодно отличается от известных способов тестирования: он не сложен в методической и технической реализации, максимально приближен к реальным игровым условиям, многовариантен в предъявлении тестовых условий и нагрузок. Обладая отличительными признаками, способ обеспечивает достоверность оценки индивидуального уровня выносливости спортсмена в различных режимах тестирования.

Заявляемый способ отличается от известных способов новыми свойствами, обуславливающими получение положительного эффекта, он позволяет повысить достоверность оценки выносливости спортсмена в игровых видах спорта получением данных, которые до этого были недоступны.

Источники информации

1. http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/fizicheskaia-kultura-chikurov-a-i/5-6-vynoslivost-opredelenie-poniatiia-vidy-vynoslivosti

2. Журнал «Электроника НТБ», 5/2003, стр. 66.

3. https://plus.google.com/+projectglass/posts

4. http://innovega-inc.com/

5. Патент RU 2551920, МПК A61B 5/00. Способ оценки игровой выносливости / В.Е. Афоньшин; опубл. 10.06.15.

6. Патент RU 2576783, МПК А61В 5/00. Способ оценки уровня развития игровой выносливости / В.Е. Афоньшин; опубл. 10.03.16.

Способ оценки игровой выносливости испытуемого спортсмена в игровых видах спорта, где программно-аппаратным комплексом формируют кольцевой световой маршрут, а на нем мобильную световую метку - отрезок светового маршрута заданной величины, который перемещается по маршруту программно, со скоростью, задающей величину тестовой нагрузки испытуемого; режим теста выбирается из библиотеки программ, которая содержит варианты конфигураций маршрутов и варианты скоростных режимов метки по всем участкам кольцевого маршрута; кольцевой маршрут формируется заданной ширины с простыми и сложными криволинейными и/или прямолинейными участками, включая такие, где испытуемый может показать свою максимальную скорость и выполнить минимальные радиусы разворота в обе стороны; задача испытуемого - в течение заданного времени неоднократно пройти кольцевой маршрут со спортивным снарядом или без него в границах заданной метки, которая в условиях отдельного теста, с каждым новым кругом, по всем его участкам повторяет свой скоростной режим; каждый выход за границы метки фиксируется как техническая ошибка испытуемого; после команды «Старт» тренер или видеорегистратор программно-аппаратного комплекса фиксирует и сопоставляет количество ошибок испытуемого на каждом круге; при резком возрастании суммарного количества ошибок испытуемого на круге, фиксируется номер круга и время стабильно пройденных кругов, которое определяет уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме; отличающийся тем, что на испытуемом закрепляют мобильное средство, формирующее дополненную реальность, которое входит в состав исследовательского программно-аппаратного комплекса, часть которого стационарна и связана с мобильной частью по радиоканалу;

исследователь из библиотеки программ программно-аппаратного комплекса задает конфигурацию кольцевого маршрута, вариант скоростных режимов испытуемого на участках выбранного маршрута, также ширину маршрута, длину световой метки и количество плоских и/или объемных препятствий на маршруте, которые должен перепрыгнуть испытуемый, выполняя когнитивно-двигательную задачу;

испытуемый в границах световой метки, сформированной дополненной реальностью, после команды «Старт» неоднократно проходит маршрут, не выходя за площадь световой метки и перепрыгивая препятствия, а исследователь на мониторе, воспроизводящем изображение испытуемого, спортивного снаряда и объекты дополненной реальности, или система видеорегистрации программно-аппаратного комплекса фиксирует количество технических ошибок испытуемого на каждом круге и сопоставляет их количество, при резком возрастании суммарного количества технических ошибок испытуемого на круге тестирование останавливается, фиксируется номер круга, время стабильно пройденных кругов, по которому и определяют уровень игровой выносливости испытуемого в заданном режиме;

для определения выносливости испытуемого в иных игровых условиях и игровых нагрузках задают другой скоростной режим, конфигурацию маршрута и состав препятствий.



 

Похожие патенты:

В заявке описано устройство для динамической растяжки, укрепления и стабилизации с целью коррекции осанки и переобучения. Устройство содержит пару создающих сопротивление лент в форме замкнутой петли и центральный ременный элемент, при этом создающие сопротивление ленты образуют замкнутую петлю приблизительно в форме восьмерки.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для создания оздоровительно-спортивных сооружений. Амфитеатр для водных развлечений, включающий неподвижную стационарную ванну круглой формы, в стенках которой равномерно по ее периметру вмонтированы горизонтальные насадки под острым углом, с подачей в них воды под напором из кругового коллектора, расположенного с внешней стороны ванны, при этом внутри ванны расположена чаша, заполненная водой, с возможностью вращения и плавучести с образованием водной поверхности параболоида вращения, причем чаша зафиксирована на центральном подшипнике и снабжена криволинейными лопатками, закрепленными снаружи к ее стенкам, а в стенках чаши и в крышке подшипника выполнены отверстия для водообмена внутри чаши.

Изобретение относится к спортивным тренажерам и может быть использовано для тренировки игроков при отработке ударов в игровом хоккее на льду. Технический результат, заключающийся в возможности изменения скорости выкида шайбы и изменения угла выкида шайб, достигается благодаря тому, что устройство включает прямоугольную раму 1, выполненную из металлического профиля (уголка), прямоугольную металлическую столешницу 2 с частичным фторопластовым покрытием, соединенную с прямоугольной рамой 1 пружинными амортизаторами 3, ударный блок, включающий боек 4, выполненный в виде жестко соединенных друг с другом плоской прямоугольной пластины 5 и прямоугольного бруска 6 с присоединенным к его торцу блоком ударных пружин 7 и пневматическим гасителем колебаний 8.

Изобретение относится к тренировочным устройствам для упражнений, имитирующих игру в настольный теннис. Устройство для тренировки техники настольного тенниса содержит струбцину с площадкой для крепления к столу с ребром с центральным и радиальными отверстиями, стойку, расположенное в подпружиненной относительно стойки серьге свободно вращающееся колесо, пружину, плотно насаженную одним концом на свободный конец стойки и жестко связанную вторым концом с серьгой колеса, а стойка имеет отверстия для закрепления винтами к радиальному и к центральному отверстиям ребра струбцины, и серьга колеса имеет перемещающийся в сквозном отверстии стойки гладкий стержень для сообщения прямолинейного перемещения колесу относительно стойки.
Изобретение относится к физической культуре и спорту и предназначено для тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов спорта. Над кортом на заданной высоте устанавливают видеокамеру, устанавливают пушку, у которой задают нужные направления выбрасывания спортивных снарядов в заданные точки корта с заданной скоростью полета и частотой их выброса.

Предложено устройство для тренировки футболистов, хоккеистов, баскетболистов. Оно содержит манекены спортсменов, при этом манекены выполнены в виде корпусных силуэтов спортсменов.

Тренажерное устройство для формирования техники и повышения частоты движения рук при беге относится к области создания спортивных тренажеров и может быть использовано в легкой атлетике для совершенствования техники бега на короткие дистанции.

Устройство для тренировки удара содержит основание, бочку и ударный элемент. Основание содержит верхнюю оболочку и нижнюю оболочку, выполненную из мягкого материала.

Тренажёр «Змейка» относится к спортивному инвентарю, в частности к устройствам для подготовки хоккеистов в спортивном зале или на льду. Тренажёр собирается в фигуру, устанавливаемую параллельно или перпендикулярно поверхности пола или льда, при этом образуя препятствие для владения шайбой, имитирующее соперника.

Тренажёр для игры в бильярд относится к сфере игр и развлечений и является тренировочным устройством, в частности, для тренировок игры в бильярд. Устройство представляет собой основание с наклонной платформой и навесом, к которому радиально прикреплены мешочки из ткани, наполненные утяжеляющим материалом, выполняющие роль демпфера.

Изобретение относится к психофизиологии, а более конкретно к психодиагностике. Выявляют порог болевой чувствительности, определяют психоэмоциональную реакцию человека на первую пробу табака или отсутствие опыта потребления, а также отношение членов родительской семьи к потреблению табака.

Изобретение относится к медицине, в частности эндокринологии, и может быть использовано для неинвазивной экспресс-диагностики диабета второго типа. Проводят забор слюны человека.
Изобретение относится к медицине, а именно к челюстно-лицевой хирургии, и может быть использовано для лечения инфантильных гемангиом челюстно-лицевой области у детей.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для прогнозирования рецидивирующих эпизодов острой респираторной вирусной инфекции (ОРВИ) у детей дошкольного возраста с бронхиальной астмой (БА).

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, реабилитологии, медико-социальной экспертизе, организации здравоохранения. У пациента измеряют показатели нарушений функций организма с помощью стандартизированных оценочных шкал и категорий Международной классификации функционирования.

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано при выполнении различных медицинских процедур. Функциональная структура опорной части медицинского стола с тороидальной хирургической робототехнической системой включает вертикальный корпус стола с вертикальными продольными направляющими в виде стержней, которые равномерно расположены по окружности с последовательно по высоте расположенными компланарными кольцами с соосными отверстиями, где закреплены вертикальные стержни.
Изобретение относится к области диагностики и изучения биологического материала в зоологии, медицине, ветеринарии, криминалистике, а именно к хранению летучих пахучих выделений человека и животных для последующего опознания и исследования по запаху с помощью собак или физико-химических приборов и методов.

Изобретение относится к медицине, а именно к авиационной медицине, и может быть использовано для формирования персонифицированных рекомендаций по сохранению профессионального здоровья летного состава.

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедии, и может быть использовано для определения внутренней ротации голени. Получают точки проецирования вершин латеральной и медиальной лодыжек на плантограмме.
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для аудиологической диагностики перилимфатических фистул лабиринта при сенсоневральной тугоухости. Выполняют определение латерализации звука с расположением ножки камертона по центру лба или на спинке носа пациента с возбуждением камертона методом «щипка».

Изобретения относятся к медицине. Способ предупреждения пользователя о начале гипогликемии реализуют с помощью носимого устройства. При этом осуществляют прием сигнала физиологического тремора от портативного датчика, носимого пользователем; анализ сигнала физиологического тремора в течение первого периода времени для определения мощности сигнала тремора с помощью модуля анализа и формирование предупреждения только на основе обнаружения изменения сигнала физиологического тремора, указывающего на начало гипогликемии у пользователя. Начало гипогликемии соответствует падению уровня глюкозы в крови (BGL) ниже 5 ммоль/л. Обнаруженное изменение сигнала физиологического тремора представляет собой увеличение мощности сигнала тремора по меньшей мере на 50% относительно опорного значения. Носимое устройство содержит также память и процессор, функционально связанный с памятью и сконфигурированный для выполнения способа предупреждения пользователя о начале гипогликемии. Достигается непрерывный неинвазивный контроль в течение дня и ночи начала гипогликемии посредством портативного и компактного носимого устройства, включая то время, когда пользователь бодрствует и выполняет обычные действия, повторяющиеся день ото дня. 4 н. и 19 з.п. ф-лы, 18 ил., 7 ил.
Наверх