Гидродинамическая муфта с вертикальнойосью вращения "гидимза-2

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (г1) 804930

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23Л279 (21) 2728781/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 1533231.6þëëåòåíü М

Дата опубликования описания 15.0281 (51)M. Кл.з

F 16 D 33/08

Государственный комитет

СССР по деяам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825. .6(088.81 (72) Автор изобретения

С. Б. Забирник

Краматорский индустриальный институт =,...., (71) Заявитель,г

1 (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА С ВЕРТИКАЛЬНОЙ

0Cbl0 ВРАЩЕНИЯ ГИДИМЗА- 2

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к устройствам для передачи вращения.

Известна гидродинамическая муфта, содержащая расположенные в корпусе насосное и турбинное колеса (1).

Недостатком ее является сложность конструкции.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая муфта с вертикальной осью вращения, содержащая корпус с питающей камерой и расположенные в нем насосное и турбинное колеса с лопатками f2J.

Недостатком его является узкий диапазон регулирования передаваемого момента. 20

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования.

Цель достигается тем, что муфта снабжена гидроцилиндром, соединенным с питающей камерой, проточная 25 часть насосного колеса и его лопатки выполнены переменного сечения, а турбинное колесо — в виде выпуклого обода с лопатками, расположенными на внутренней его поверхности. 30

На чертеже изображена гидродинамическая муфта, Гидромуфта содержит насосное колесо 1, проточная часть которого выполнена пер=менного сечения и состоит из усеченных на вершине перевернутых колоколов 2 и 3, между которыми жестко закреплены радиальные лоптки 4. Турбинное колесо 5, представляющее собой выпуклый обод с радиальными лопатками 6 на внутренней его стороне, охватывает насосное колесо 1, причем вход в турбинное колесо 5 расположен на выходе из насосного колеса 1. Турбинное колесо 5 соединено с выходным валом

7, а насосное колесо 1 насажено на входной вал 8 так, что усеченная вершина колоколообразного насосного колеса погружена в питающую камеру 9, в которой находится змеевик 10 с охлаждающей жидкостью. Над питающей камерой 9 находится порог 11, не допускающий непосредственного перехода жидкости из питающей камеры 9 в рабочую полость турбинного колеса 5.

К питающей камере 9 подсоединен гидроцилиндр 12 с подвижным штоком 13.

Муфта работает следующим образом.

804930

При включении приводного двигателя совместно с входным валом 8,свя.-занным с валом двигателя, насосное колесо 1 набирает полную угловую скорость. При этом жидкость, наход"щаяся в ее йолости под действи- 5 ем радиальных лопаток 4 насосного колеса 1 также приобретает угловую ,скорость и, ограниченная колоколами 2 и 3, под действием центробежных сил поднимается к более широкому радиусу насосного колеса 1, откуда поступает в турбинное колесо 5. Вращение от входного вала 8 на выходной вал 7 передается посредством воздействия жидкости на лопатки 6 турбинного колеса 5.. Из турбинного колеса

5 жидкость, пройдя порог 1, поступает в питающую камеру 9, где охлаж дается змеевиком 10 с охлаждающей жидкостью и вновь поступает в полость насосного колеса 1, цикл повторяется. Щ

Перемещая шток 13 в гидроцилиндре

12 вправо, часть жидкости из питающей камеры 9 перейдет в полость гидроцилиндра 12, а следовательно, уменьшится и количество жидкости, поступающей в рабочую полость насосного колеса 1, что приводит к уменьшению количества жидкости, участвующей;в циркуляции, следовательно, уменьшается и момент на выходном валу 7.

При перемещении штока 13 влево момент на выходном валу 7 увеличивается. Перемещение штока 13 в гидроцилиндре 12 обеспечивает плавное регулирование крутящего момента на выходном валу 7 гидродинамической муфты. Под действием центробежных сил жидкость приобретает скорость, направленную от оси вращения гидромуфты, и выполнение насосного колеса 4ц в виде выпуклого обода обеспечивает постоянство формы пути циркуляции жидкости при повышенном скольжении гидромуфты. Это обеспечивает стабильность работы гидромуфты и возможность ее устойчивого и широкого регулирования.

Отсутствие выпускных и впускных каналов у рабочей полости гидродинамической муфты значительно повышает ее быстродействие, а применение неподвижной питающей камеры уменьшает маховые массы гидромуфты, что приводит к экономии энергии, необходимой для разгона гидромуфты. Кроме того, гидродинамическая муфта не нуждается в прокладках, что в значительной степени упрощает ее конструкцию.

Формула изобретения

Гидродинамическая муфта с вертикальной осью вращения Гидимза-2, содержащая корпус с питающей камерой и расположенные в нем насосное и турбинное колеса с лопатками, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью . расширения диапазона регулирования, она снабжена гидроцилиндром, соединенным с питающей камерой, проточная часть насосного колеса и его лопатки выполнены переменного сечения, а турбинное колесо выполнено в виде

1 выпуклого обода с лопатками;расположенными на внутренней его поверхности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 559051, кл. F 16 0 33/08, 1975.

2. Авторское свидетель тво СССР

9 377574, кл. F 16 D 33/08, 1970 (прототип).

Составитель И. Яцунов

Редактор Н. Минко Техред Е. Гаврилешко Корректор Н. Григорук

Заказ 10835/52 Тираж 1017 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамическая муфта с вертикальнойосью вращения гидимза-2 Гидродинамическая муфта с вертикальнойосью вращения гидимза-2 Гидродинамическая муфта с вертикальнойосью вращения гидимза-2 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх