Гидродинамическая муфта

 

OIlHCAHkK

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик >821810 (61) Дополнительное K авт. свид-ву (22) Заявлено 26.02.79 (21) 272с1103/25-27 (5! )М. Кл. с присоединением заявки М

F16ЭЗаЮ8

1ЪеударстаенхыИ кемптет

СССР по делам лзебрв1еник и етхрытий (53) УД1(621. .828.6 (088; 8) (23) Приоритет

Опубликовано 15.04.81. Бюллетень М 14

Лата опубликования описании 18.04.81 (72) Авторы изобретения

Е. Г. Самарин, В. С. Королькова и П. А. Грымзин (71) Заявитель

Р

/ -t; (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, и частности к устройствам для. передачи вращения.

Известна гидродинамическая муфта, содержащая размещенные в корпусе насосное и турбинное колеса $1,1.

Недостатком этой муфты является сложность конструкции, Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное колесо с неподвижными и подвижными лопатками„установленными на радиально расположенных пальцах с воэможностью поворота (2).

Гидромуфта содержит насосное коле20 со l кожух 2 и турбинное колесо с двумя частями лопаток 3 и 4, иэ которых части 3 представляют собой поворотные части лопатки, На пальцах поворотных лопаток расположены пружины

Недостатком его является отсутствие регулирования передаваемого момента.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена спиральными пружинами, закрепленными одним концом на турбинном колесе, а другим на пальце

2 поворотной лопатки с предварительным натягом, определяемым по формуле м= р-е где М вЂ” момент предварительного натяга;

P — гидродинамическая сила на поворотной лопатке в начале режима изменения передаваемого момента; (— расстояние от оси вращения лопатки до .ее центра .тяжес ти.

На фиг, l показана гидромуфта, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг;. l; на фиг. 3 — графики изменений скорости вращения турбинного колеса, на фиг 4 — вид Б на фиг. l.

М=р.R, 45 з кру|ения 5, закрепленные другим концол на турбоколесе 6 винтами 7. Поворотные лопатки в исходном положении упираются в неподвижные лопатки с предварительным натягом, представляя вместе с ними единую лопаточную плоскость.

Гидромуфта работает следующим об разом.

Момент при номинальном скольжении передается гидромуфтой тфи исходном положении поворотных лопаток 3. При воэрас тании нагрузки поворачивающий момент, возникающий от давления жидкости на консольную часть поворотной лопатки 3, преодолевает усилие пружины 5. и лопатки 3, смещаясь. начинает дросселировать рабочий поток, Это приводит к относительному уменьшению .энергоемкости и увеличению скольжения в гидромуфте, т.е. гидромуфта ограничивает передаваемый крутящий момент.

Предел регулировки наступает тогда, когда поворотные лопатки 3 накладываются друг на друга, и их дальнейший поворот становится невозможным.

Техническая эффективность гидромуфты показана на примере ее использования в приводе вентилятора отсоса пыли циклонного воздухоочистителя и в двигателе внутреннего сгорания с газотурбинным наддувом (фиг. 3).

На фиг. 3 приведены П вЂ” скорость вращения вентилятора; И вЂ” - скорость вращения двигателя, И в.нерег лир — скорость вращения вентилятора, выбранная из условия его эффективной работы на малых скоростях вращения двигателя до 1000 об/мин (основное назначение вентилятора отсоса пыли) без регулировки в гидромуфте. лй в„,ц„р — потребное изменение скорости вращения вентилятора в диапазоне скоростей враше ния двигателя от 1000 об мин и выше;

1 — потребное изменение передаточ ного отношения гидромуфты при ее регулировании, представляющее отношение скоростей вращения турбипного к насосному колесу. двигатель, с которым соединен циклонный воздухоочиститель, и система газотурбинного наддува не обеспечивают постоянства скоростного режима на входе s циклон и эффективно очистки

181.0; 4 воздуха на малых скоростях вращения, что приводит к необходимocти установки дополнительного вентилятора для повышения эффективности очистки моторного воздуха от пыли на этих режи. мах. Однако в зоне больших скоростей вращения двигателя требуется ограничение скорости вращения и мощности вентилятора, так как он становится неу10 стойчивым против пылевой эрозии и теряет ресурс вследствие быстрого износа, При потребном изменении передаточного отношения в гидромуфте от 1 . и 0,96 до ч 0;6 (фиг.3) мощность вентиля (0,96) „

15 тора уменьшаетсяв: т — "- 4,1 раза 0,6 что является достаточной зашитой его от быстрого износа.

Формула изобретения

Гидродинамическая муфта, содержащая насосное колесо и турбинное колесо с

2 неподвижными и подвижными лопатками, установленными на радиально расположен ных пальцах с возможностью поворота, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения регулирования пере- даваемого момента, она снабжена спиральными пружинами, закрепленными одним концом на турбинном колесе, а другим на пальцах поворотных лопаток с предварительным натягом; определяемым по формуле

35 где М вЂ” момент предварительного натяга;

P — гидродинамическая сила на поворотной лопатке в начале режима изменения передаваемого момента; — расстояние от оси вращения лопатки до ее центра тяжести.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 559051, кл. F l6 D 33/08, 1976.

2. Гавриленко Б. А, Минин В. А.

Гидродинамические муфты. М., Оборонгиз, 1959, с. 183, рис. 127 (прототип).

821.8 10

Гидродинаиичетая /уурма 0

Р г ын г000

>0ОО0

f000

4,., 10

08

Юо ЮОО жпО 2000 с5

/У4/

Ри8. 3

Вадб

Составитель И. Яцунов

Редактор Л. Повхан Техред Н.Бабурка Корректор Г. Назарова

Заказ 1776/56 Тираж l 006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, Ж-35, Раущская наб., д, 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород. ул Проектная, 4

Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта Гидродинамическая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, предпочтительно, для плавного пуска машин и защиты приводов от перегрузок

Изобретение относится к гидравлическим машинам, в частности к регулируемым гидродинамическим передачам, и может быть использовано для бесступенчатого изменения частоты вращения приводной машины при относительно постоянном числе оборотов двигателя
Наверх