Регулируемая опора сиденья транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕЛЙЯ

Союз Советскик

Соцналнстическик

Республик (!!), К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву р 645868 (22) Заявлено 100178 (2! ) 2571090/27-11 (5!)и Кл 3 в 60 и 1/02 с присоединением заявки М.— (23) ПриоритетГосударственный комитет

СССР во делам изобретений н открытий

Опубликовано 07.0880. Бюллетень Ко 29

Дата опубликования описания 10,08.80 (53) УДХ 6 29 ° 11 3 . .042.2 (088.8) (72) Авторы изобретения.Е.М.Гаврилов и М.Е.Гаврилов, (71) Заявитель (541 РЕГУЛИРУЕИАЧ ОПОРА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструкции сиденья транспортного средства, в частности регулируемого элемента сиденья. 5

В основном авт.св. Р 645868 описана регулируемая опора сиденья, содержащая шарнирный параллелограмм, шестерню и фиксатор. На внутренней поверхности венца шестерни выполнен 10 продольный паз для подвижного упора.

Подвижный упор выполнен в виде шарика и воздействует на втулку ступицы шестерни, на внешней поверхности которой нарезана винтовая направляю- 15 щая канавка для подвижного упора.

Недостатком указанной конструкции является то, что в случае действия силы большой интенсивности на рабочее место водителя транспортно- 20

ro средства, в момент гашения ударного импульса регулируемой опорой происходит разворот шарнирного параллелограмма с пластичной втулкой относительно венца шестерни 25 с подвижным упором. При этом на подвижный упор действует сила порядка 1200-.1600 кГс, которая создает высокое контактное напряжение в .месте соприкосновения подвижного 30 упора с продольным пазом венца шестерни, поверхность которого деформируется, что препятствует смещению подвижного упора по его продольной оси. Продольный паэ венца шестерни выполнен перпендикулярно к оси образующей винтовой канавки пластичной втулки, что создает составляющую нормального усилия при перемещении подвижного упора по оси продольного паза в момент разворота; ступицы шестерни.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности регулируемой опоры сиденья путем снижения контактных напряжений в зоне сопряжения подвижного упора с венцом шестерни.

Для этого на подвижном упоре на участке контакта его с продольным пазом венца шестерни выполнены сегментные среды. Регулируемая опора сиденья снабжена дополнительными подвижными упорами равных диаметров, установленными в пазах венца шестерни и имеющими сегментные срезы с пос>тедовательным уменьшением их глубины от предыдущего упора к последующему с шагом,, например 0,1 мм.

753694

Кроме того, продольный паэ венца шестерни IIo оси перемещения подвижного упора наклонен к оси образующей винтовой канавки ступицы шестерни под углом (90 i y ), где tp угол трения.

Ыа фиг. 1 дан вид сиденья сбоку, на фиг. 2 — сечение А-А фиг.1, на фиг. 3 — вид Б фиг. 1 (с местным вырывом венца шестерни), на фиг. 4— сечение В-В фиг.2, на фиг. 5 — подвижные упоры.

Регулируемая опора сиденья транспортного средства содержит шарнирный параллелограмм 1, рычаги 2 и 3 которого в верхней части связаны со штангой 4, на консолях которой закреплены направляющие 5 подвески 6 сиденья и каркас 7 подушки сиденья.

Шарнирный параллелограмм 1 жестко связан шлицевым валом 8 со ступицей

9 шестерни и подвижно установлен на основании 10. Ступица 9 шестерни изготовляется из пластичного материала: стали, бронзы, меди и т.д... на внешней поверхности ступицы выполнена винтовая канавка 11, деформируемая при ее повороте подвижным упором 12.

На той части подвижного упора 12, которая контактирует с продольным пазом 13 венца 14 шестерни, выполнены сегментные срезы, при этом вертикальные срезы для всех подвижных упоров

12 одинаковы, горизонтальные срезы последовательно уменьшаются на шаг

" а ". Если первый подвижный упор 12 (фиг.5) имеет величину горизонтально- го сегмента "С", то последующий подвижный упор II будет иметь CI = С -а, следовательно, в подвижном упоре III толщина среза составит СП1= С вЂ” д

П

При этом подвижные упоры 12 выполнены равного диаметра, а величина сегментного среза составляет и 0,1мм.

Продольный паз 13 венца 14 шестерни выполнен к оси образующей винтовой канавки 11 ступицы 9 под углом

90 +y, где ср — угол трения(<р=агсй91)„ коэффициент трения скольжения (сталь по стали составляет 0,15), са — угол наклона оси винтовой канавки 11 к оси вращения ступицы 9 (oc àrctg „), 5 - шаг винтовой канавки 1Т, - диаметр ступицы 9, коэффициент-3, 14.

Это позволяет обеспечить .симметричное перемещение упора 12, т.е. равномерное деформирование винтовой канавки 11 относительно ее оси в момент разворота ступицы 9.:венец 14. шестерни кинематически связан с фиксатором 15, зубчатый сектор 16 которого управляется через коромысло 17, поворачивающегося вокруг оси

18 педалью 19. Кулачок педали 19 действует на опорную поверхность 20 основания 10.

В зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик транспортного средства на венце 14 шестерни может быть выполнен один или более продольных пазов 13, а подвижные упоры 12 могут устанавливаться в пазах 13 последовательно или параллельно.

Регулируемая опора сиденья работает следующим образом.

При преодолении транспортным средством на большой скорости препятствий (каналы, ямы, бревна и т.д); которых водитель своевременно не заметил, подвеска 6 сиденья выбирает полный динамический ход, и в момент соударения каркаса 7 душки сиденья со штангой 4 шарнирный параллелограмм со ступицей 9 разворачивается против

20 часовой стрелки на угол относительно венца 14 шестерни. B этом случае подвижный упор 12 деформирует (развальцовывает) винтовую канавку 11 ступицы

9, а каркас 7 подушки сиденья смещает 5 ся в нижнее положение, и тем самым гасится ударный импульс, что защищает водителя от действия перегрузки, опасной для здоровья человека.

После разворота шарнирного параллелограмма 1 в нижнее положение каркас 7 с подушкой сиденья возвращается в исходное положение нажатием на педаль 19.

Наличие в сиденье транспортного средства устройства защиты водителя от ударных перегрузок большой интенсивности позволяет не только предохранить водителя от действия сильных толчков, но и повысить производительность труда за счет. снятия напряжен40 - ного состояния у водителя.

Формула изобретения

1. Регулируемая опора сиденья транспортного средства по авт.св.

9 645868, отличающаяся тем, g5 что, с целью повышения ее эксплуатационной надежности путем снижения контактных напряжений в зоне сопряжения подвижного упора с венцом шестерни, на подвижном упоре на участке контакта его с продольным пазом венца шестерни выполнены сегментные срезы.

2. Опора по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что она снабжена дополнительными подвижными упорами равных диаметров установленными в пазах венца шестерни и имеющими сегментные срезы с последовательным уменьшением их глубины от предыдущего упора к последующему с шагом, например,0,1 мм.

3. Опора по п.1, о т л и ч а юd0 щ а я с я тем, что продольный паз венца шестерни по оси перемещения под- вижного упора наклонен к оси образующей винтовой канавки ступицы шестерни под углом (90 + y ), где q — угол

65 трения.

753694

Юад б

Составитель Л.Смольская Редактор И. Ахмедова Техред А. Куликовская Корректор- М.. Коста

Заказ 4823 13 Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r.Óæãîðîä, ул.Проектная,4

Регулируемая опора сиденья транспортного средства Регулируемая опора сиденья транспортного средства Регулируемая опора сиденья транспортного средства Регулируемая опора сиденья транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности касается пространственных посадочных макетов, применяемых для оценки позы водителя, положения агрегатов автомобиля, уточнения внешней формы и оформления салона автомобиля

Изобретение относится к оборудованию салонов пассажирских транспортных средств, преимущественно летательных аппаратов
Наверх