Устройство для регулирования зазорав колодочном тормозе
Союз Советских
Социалистичесних
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ 8 И
К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлеио 2402.78 (21) 2582750/25 — 27 (51)М. КЛ. с присоединением заявки Йо (23) Приоритет
F 16 0 65/56
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 15.07.81. Бюллетень М 26
Дата опубликования описания 1507.81 (53), УДК 62-5 89 . 113 (088.8) с
/ (12) Автор изобретения
Е.Д.Валунский (71) Заявитель (54 ) УСТРОИСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАЗОРА
В КОЛОДОЧНОМ ТОРМОЗЕ
Изобретение относится к области деталей машин и может быть использовано в тормозных установках транспортных средств.
Известно устройство для регулирования зазора в колодочном тормозе, содержащее реэьбовой телескопический узел с механизмом односторонне- . го вращения, состоящий из резьбовой втулки, контактирукщий одним своим концом с тормозной колодкой, и резьбового стержня, установленного с воэможностью осевого перемещения во втулке и кинематически связанного с приводом, состоящим из раэжимного кулака, установленного на основании и кинематически связанного с приводным механизмом. Резьбовой стержень телескопического узла, кинематически связанный с диском сцепления, действукщим в одном направлении и совершающим угловые перемещения, также кинематически связан с подвижным кон, цом тормозной колодки и перемещается в случае черезмерно большого поворота разжимного кулака (11.
Однако. в известном устройстве не обеспечивается оптимальный зазор между тормозным барабаном и тормозной колодкой, так как величина компенсации зазора зависит от угла поворота разжимного кулака, воздействукщего безизбирательно на изменение зазора каждой колодки.
Цель изобретения — повышение надежности работы тормоза путем избирательного изменения зазора и его коррекции.
Указанная цель достигается тем, что устройство для регулирования зазора в колодочном тормозе, содержащее реэьбовой телескопический узел с механизмом одностороннего вращения, состоящий из реэьбовой втулки, уста15 новленной с возможностью контакта одним из своих торцов с концом тормозной колодки, и стержня, помещенного с возможностью осевого перемещения в упомянутой втулке и кинема20 тически связанного с приводом, состоящим иэ раэжимного кулака, установленного на основании и кинематически связанного с приводным механизмом, снабжено дополнительной резьбовой втулкой и разрезным кольцом с выступом, дополнительная резьбовая втулка смонтирована с возможностью ограниченного перемещения в осевом направлении в сторону тормоз30 ной колодки и установлена на наруж846877
5 !
О
25
ЗО
40
d0
65 ной боковой поверхности основной реэьбовой втулки, при этом резьба на основной и дополнительной втулках выполнена на сопрягаемых поверхностях, а разрезное кольцо с выступом установлено с натягом на резьбовой дополнительной втулке, кроме того, на основании выполнен наклонный паз, разрезное кольцо смонтировано
ic .возможностью контакта выступа с пазом основания, а стержень зафиксирован от поворота вокруг своей оси.
Разрез кольца выполнен под .углом к плоскости диаметрального сечения.
Выступ разрезного кольца в месте контакта с наклонным пазом основания выполнен сферическим.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, разрез, на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б Б на фиг. 2, на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 1.
Устройство работает следующим образом.
Стержень 1 установлен в резьбовой втулке 2, закрепленной в тормозной колодке 3. На реэьбовой части втулки 2 установлена с возможностью осевого перемещения дополнительная реэьбовая втулка 4, которая через упорный подшипник 5 упирается под действием пружины 6 в стержень 1.
Стержень 1 ограничен от поворота вокруг своей оси шариками 8, размещенными в диаметральном отверстии
9 стержня. В конце дополнительной реэьбовой втулки 4 расположен упругий виток 10, выполненный в виде цилиндрической пружины 7, размещенной во впадине резьбы в резьбовой втулке 2. На наружной цилиндрической части дополнительной резьбовой втулки 4 установлено с натягом разрезное кольцо 11 с двусторонним ограничением перемещения в осевом направлении.
На конце витка разрезного кольца 11 установлен выступ 12, в радиальном направлении взаимодействующий с наклонным пазом 13 основания 14 тормоза. Устройство для.регулирования второй колодки взаимозаменяемо с устройством регулирования первой.
Между устройствами регулирования зазора расположен раэжимной кулак 15.
При повороте разжимного кулака
15 колодки 3, перемещаются до соприкосновения с тормозным барабаном
16, и при нормальных рабочих зазорах, а следовательно, и величине перемещения подвижных концов тормозных колодок 3 величина зазора изменяться не будет. При увеличенном ходе концов тормозных колодок 3 выступ 12 начнет взаимодействовать с одной стороной наклонного паза 13 основания 14 тормоза, поворачивая при этом разрезное кольцо 11 на дополнитЕльной резьбовой втулке 4, которая в этом направлении повернуться не может, так как удерживается витком 10 пружины 7. При возвращениии тормозной колодки 3 в исходное положение выступ 12, вз аимодействуя с другой стороной наклонного паза
13, повернет разрезное кольцо 11 совместно с дополнительной резьбовой втулкой 4, так как разрезное кольцо будет стремиться увеличить свой диаметр,за счет сил трения, изменив таким образом рабочий зазор тормоза. При каждом торможении с увеличенным рабочим зазором последний будет уменьшаться до нормальной величины.
Использование предлагаемого устройства в тормозной системе транспортных средств повышает надежность и эффективность тормозной системы эа счет постоянства рабочего зазора между барабаном и тормозной колодкой, увеличивает долговечность эа счет сокращения трущихся деталей и облегчает ремонтоспособность тормозного устройства за счет унификации узлов.
ФормУла изобретения
1. Устройство для регулирования зазора в колодочном тормозе, содержащее резьбовой телескопический узел с механизмом одностороннего вращения, состоящий из резьбовой втулки, установленной с возможностью контакта одним из своих торцов с концом тормозной колодки, и стержня, помещенного с возможностью осевого перемещения в упомянутой втулке и кинематически связанного с приводом, состоящим из разжимного кулака, установленного на основании и кинематически связанного с приводным механизмом, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы тормоза путем избирательного изменения зазора и его коррекции, оно снабжено дополнительной резьбовой втулкой и разрезным кольцом с выступом, дополнительная реэьбовая втулка смонтирована с возможностью ограниченного перемещения в осевом направлении в сторону тормозной колодки и установлена на наружной боковой поверхности основной резьбовой втулки, при этом резьба на основной и дополнительной втулках выполнена на сопрягаемых поверхностях, а разрезное кольцо с выступом установлено с натягом на резьбовой дополнительной втулке, кроме того, на основании выполнен наклонный паз, разрезное кольцо смонтировано с возможностью контакта выступа с пазом основания, а стержень зафиксирован от поворота вокруг своей оси.
2. Устройство по и.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что разрез кольца выполнен под углом к плоскости его диаметрального сечения.
846877
11 р ю
Составитель Е. Ахматова
Техред З,фанта Корректор С.Щомак
РедактЬр N. Келемеш
Заказ 5445/54 Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Гооударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, ул. Проектная, 4
3. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что выступ разрезного кольца в месте контакта с наклонным пазом основания выполнен сферическим.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции 9 2224678, кл. F 16 0 65/56, 1974.