Кормовая оконечность лихтеровоза

 

КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ ЛИХТЕРОВОЗА, содержащая наружную обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления щита в положении по-походному, отличающаяся тем, что с целью повышения маневренных качеств судна при плавании во льдах и облегчения выполнения заднего хода в ледовом канале, нижняя кромка транца, образованная пересечением обшивки транца с наружной обшивкой кормового подзора, расположена по высоте над летней ватерлинией на расстоянии, равном не менее 0,9 высоты расположения над летней ватерлини ней верхней границы ледового пояса, а нижний плоский участок каждого консольного выступа сопряжен с нижней кромкой транца, при этом фиксаторы крепления упорного щита в положении по-походному расположены внутри опорных консольных выступов.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Уд1) В 63 В 35/40

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ

К А ВТОРСКОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3255821/27-11 (22) 06.03.81 (46) 30.01.84. Бюл. № 4 (72) В. В. Зубрицкий, С. М. Сангович и А. Г. Мещеряков (53) 629.124.791 (088.8) (56) I. Авторское свидетельство СССР № 674951, кл. В 63 В 35/40, 1977 (прототип) . (54) (57) КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ

ЛИХТЕРОВОЗА, содержащая наружную обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной щит швартовки лихтеров у транца, снаб„„SU„„1070057 женный фиксаторами крепления щита в положении по-походному, отличающаяся тем, что с целью повышения маневренных качеств судна при плавании во льдах и облегчения выполнения заднего хода в ледовом канале, нижняя кромка транца, образованная пересечением обшивки транца с наружной обшивкой кормового подзора, расположена по высоте над летней ватерлинией на расстоянии, равном не менее

0,9 высоты расположения над летней ватерлининей верхней границы ледового пояса, а нижний плоский участок каждого консольного выступа сопряжен с нижней кромкой транца, при этом фиксаторы крепления упорного щита в положении по-походному расположены внутри опорных консольных выступов. е

1070057

1

Изобретение относится к судостроению, в частности к кормовым оконечностям лихтеровозов.

Известна кормовая оконечность лихтеровоза, содержащая наружную. обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной щит швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления щита в положении:по-походному 1) .

Недостатками известной кормовой оконечности лихтеровоза являются низкие маневренные качества при плавании во льдах и трудность выполнения заднего хода в ледовом канале.

Цель изобретения — повышение маневренных качеств судна при плавании во льдах и облегчение выполнения заднего хода в ледовом канале.

Поставленная цель достигается тем, что в кормовой оконечности лихтеровоза, содержащей наружную обшивку кормового подзора с ледовым поясом, транец с опорными консольными выступами для крана, выполненными с нижним плоским участком и образующими с транцем П-образный профиль, а также установленный с возможностью перемещения относительно транца подъемно-опускной щит швартовки лихтеров у транца, снабженный фиксаторами крепления щита в положении по-походному, нижняя кромка транца, образованная пересечением обшивки транца с наружной обшивкой кормового подзора, расположена по высоте над летней ватерлинией на расстоянии, равном не менее 0,9 высоты расположения над летней ватерлинией верхней границы ледового пояса, а нижний плоский участок каждого консольного выступа сопряжен с нижней кромкой транца, при этом фиксаторы крепления упорного щита в положении по-походному расположены внутри опорных консольных выступов.

На фиг. 1 показана кормовая оконечность лихтеровоза, вид сбоку; на фиг. 2 то же, проекция корпус теоретического чертежа; на фиг. 3 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — кормовая оконечность лихтеровоза, вид сверху; на фиг. 6 — сечение  — В на фиг. 4; на фиг. 7 — сечение à — Г на фиг. 3.

Кормовая оконечность лихтеровоза ледового плавания образована наружной обшивкой 1 кормового подзора, плоским транцем 2 (обшивка транца обозначена позицией 3) и выступающими за транец 2 консолями 4 для перемещения судового козлового крана. Транец 2 и консоли 4 образуют П-образный профиль проема для швартовки и центровки лихтеров 5 (фиг. 4 и 5).

5

tO

25 зо

Позицией 6 (фиг. 1 — 4) обозначена спецификационная летняя грузовая ватерлиния при плавании во льдах.

Позицией 7 обозначена высота (фиг. 1 и 2) верхней границы 8 ледового пояса. Величина высоты 7 верхней границы 8 ледового пояса регламентируется также национальными требованиями к судам ледового класса.

Согласно ледовой категории корпуса судна наружная обшивка 1 и набор кормовой оконечности в пределах ледового пояса усилены соответствующим образом для восприятия ледовых нагрузок, возникающих при ударе о плавающие льдины 9. На фиг. 1 и 2 ледовый пояс отмечен штриховкой.

Арктические (не однолетние) льды часто покрыты торосами 10 (фиг. I), причем прочность льда торосов практически не отличается от прочности плавающего льда. Высота 7 верхней границы 8 ледового пояса выбрана с учетом возможности удара о торосы 10, а не только о плавающие льдины 9.

В районе ледового пояса отсутствуют какие-либо выступающие части, за исключением расположенной в диаметральной плоскости (ДП) ледовой наделки 11 для защиты пера руля.

Нижняя кромка 12 (фиг. 2) транца 2, образованная пересечением обшивки 3 (фиг. 4) транца 2 с наружной обшивкой 1 кормового подзора кормовой оконечности, расположена по высоте над летней ватерлинией 6 на расстоянии, равном не менее

0,9 высоты 7 расположения над летней ватерлинией верхней границы 8 ледового пояса.

В районе ДП, в месте перехода кромки 12 транца 2 в ледовую наделку 11, указанное выше соотношение (0,9 высоты 7) может не выполняться (фиг. 2).

Нижняя часть консолей 4 выполнена с плоским участком 13 (фиг. 2 и 3), сопряженным с нижней кромкой 12 транца 2 (фиг. 2).

Внутренняя вертикальная стенка консоли 4 обозначена позицией 14. Верхняя часть консоли 4 выполнена с погоном 15 (фиг. 3 и 5).

Транец 2 снабжен подъемно-опускным упорным щитом 16 для лихтеров, который закреплен на транце 2 с помощью шарниров 17 с горизонтальной осью (фиг. 1, 3 и

4). Опорные элементы шарниров упорного щита 16 установлены на транце 2.

На фиг, 1 и 4 (штрихпунктирной линией) щит 16 показан в положении по-походному, на фиг. 3 и 4 — в рабочем положении, т. е. при выполнении грузовых операций по спуску-подъему лихтеров 5. В положении попоходному упорный щит 16 поднят выше верхней границы 8 ледового пояса (фиг. 1).

Для подъема щита 16 из рабочего положения в положение по-походному служит механический привод подъема, выполненный в виде электролебедок 18 (фиг. 5), .которые соединены со щитом 16 тросовой проводкой 19 через ролики 20.

1070057

Центр тяжести щита !6 обозначен позицией 21, Щит 16 в районе ватерлинии 6 выполнен с выступами 22 (фиг. 3 и 7), между которыми фиксируется лихтер 5 перед его захватом спредерной рамой козлового крана. Позицией 23 обозначены размещенные на щите 16 привальные брусья, позицией 24Т-образные направляющие для центровки лихтеров 5 в процессе их спуска-подъема, позицией 25 — направляющие спредерной рамы (фиг. 3 и 5). Закрепленные на транце 2 и консолях 4 участки направляющих

24 и 25 обозначены соответственно позициями 26 и 27 (фиг. 3 и 5).

Центр 21 тяжести щита 16 расположен в корму от вертикальной плоскости 28, проходящей через оси шарниров 17. На фиг. 4 обозначен след плоскости 28.

В рабочем положении щит 16 упирается в транец 2 через упор 29 (фиг. 4).

Фиксаторы закрепления щита 16 в положении по-походному и в рабочем положе- 20 нии выполнены в виде двух пар выдвижных штырей 30 и стаканов, закрепленных на внутренних стенках 14 консолей 4 (фиг. 3, 4 и 6).

Штыри 30 в виде болтов с коническим острием установлены с возможностью перемещения во внутренних резьбовых отверстиях стаканов 31 при помощи штурвалов

32 (фиг. 6) и фиксируются контргайками с рукоятью 33.

В рабочем положении острие штырей

30 входит в коническое углубление 34 щита 16 (.фиг. 3).

В положении по-походному острие штырей 30 входит в коническое углубление опор

35, закрепленных на щите 16, при этом опоры 35 опираются на откидные рычаги 36 и дополнительные опоры 37 (фиг. 4 и 6) .

Оси 38 рычагов 36 и дополнительные опоры

37 закреплены на внутренних стенках 14 консолей. Поворот рычагов 36 на осях 38 осуществляется рукоятями 39 (фиг. 6).

В положении по-походному вес щита 16 40 воспринимается шарнирами 17, а также осями 38 рычагов 36 и дополнительными опорами 37.

Штурвалы 32 и рукояти 39 находятся в помещениях внутри консолей 4 электролебедки 18 в подпалубном помещении кормо- 4> вой оконечности (фиг. и 5).

Кормовая оконечность лихтеровоза используется следующим образом.

При движании судна во льдах подъемно-опускной упорный щит 16 закреплен в положении по-походному и льдины 9 или so торосы 10 не могут повредить щит 16 и закрепленные на нем направляющие 24 и

25 устройства центровки и спуска-подъема лихтеров 5.

На заднем ходу льдины 9 имеют возможность продвигаться вдоль наружной обшивки 1 кормового подзора по направлению к днищу судна, а также от ДП к бортам (фиг. 2).

Торосы 10 на заднем ходу проходят под консолями 4 и далее вдоль бортов и днища судна и не скапливаются в заторы, препятствуя продвижению судна в проложенном ледоколом канале.

Вероятная высота зоны контакта льдин

9 и торосов 10 с кормовой оконечностью судна достаточно точно определена величиной высоты 7 верхней границы 8 ледового пояса. Выполнение нижней кромки 12 транца 2 с возвышением над ватерлинией 6, равным не менее 0,9 высоты 7, обеспечивает неповреждаемость щита 16, а также возможность заднего хода лихтеровоза при плавании во льдах. Указанное возвышение кромки 12 транца 2 и консолей 4 над ватерлинией 6 также повышает маневренные качества судна при плавании во льдах, особенно на циркуляции. В последнем случае льдины 9 имеют возможность проскальзывать под наружную обшивку 1 до ДП, где они попадают в струю гребного винта и относятся ею за корму.

Плавание в высоких широтах обуславливает воздействие низких температур (до

-40 — -45 С) на металоконструкции консолей 4. При спуске-подъеме лихтеров 5 консоли 4 нагружены весом судового козлового крана и весом лихтера 5. С другой стороны, щит 16 необходимо выполнить с выступами 22 (фиг. 7), а также предусмотреть место, необходимое для протяжки тросовой проводки 19, что обуславливает необходимость увеличения расстояния между внутренними стенками 14 консолей 4, т. е. приводит к уменьшению поперечного сечения консолей 4 в районе транца 2.

Прочность консолей 4 с учетом указанных выше факторов может быть обеспечена при выполнении нижней части консолей

4 с- плоским участком 13, сопряженным с нижней кромкой 12 транца 2 (фиг. 2).

Г!лавный переход листов наружной обшивки консолей 4 в районе участка 13 непосредственно в листы наружной обшивки 1 кормового подзора снижает концентрацию напряжений и повышает прочность и устойчивость конструкций консолей 4.

Перед загрузкой лихтеров 5 штыри 30 проворачиваются в стаканах 31 и освобождают опоры 35 щита 16. Приводятся в действие электролебедки 18 и щит 16 несколько приподнимается по направлению к погону 15, как показано пунктирной линией на фиг. 4. Рычаги 36 поворачиваются на осях

38 примерно на 70 — 90 и освобождают пространство для перемещения опор 35 щита 16. . Под действием силы тяжести щит 16 поворачивается на щарнирах 17 в рабочее положение, при этом электролебедки 18 через тросовую проводку 19 притормаживают щит 16 и обеспечивают его плавное опускание.

Размещение центра 21 тяжести щита 16 в его рабочем положении в корму от верти1070057 калькой плоскости 28, проходящеи через оси шарниров 17, обеспечивает постоянный контакт щита 16 с транцем 2 в месте установки упора 29 (фиг. 4). Для более надежной фиксации щита 16 в рабочем положении другая пара штырей 30 входит в конические углубления 34 (фиг. 3).

По окончании грузовых операций по спуску-подъему лихтеров 5 перемещение и фиксация щита 16 выполняются в обратном порядке.

Предлагаемая конструкция повышает маневренные качества судна при плавании во льдах, обеспечивает возможность заднего хода судна в канале, проложенном в сплошных льдах ледоколом и улучшает ледопроходимость на циркуляции, т. е. при изменении курса во льдах, при этом сохраняется возможность центровки лихтеров в кормовом грузовом проеме лихтеровоза при спуске-подъеме лихтеров, обеспечиваются неповреждаемость подъемно-опускного щита при плавании среди торосов и повышается прочность кормовых консолей.

Кроме того, повышается надежность закрепления подъемно-опускного щита, снижается влияние ходовой вибрации на фиксаторы закрепления щита по-походному за счет применения шарнирного закрепления щита на транце.

1070057

Фиг. г

1070057

ФигХ

Фиг. Е

1070057

22

Фиг.7

Составитель В. Старых

Редактор Ю. Ковач Техред И. Верес Корректор О. Билак

Заказ !1271! 21 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР но делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” ЗБ„Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза Кормовая оконечность лихтеровоза 

 

Похожие патенты:

Баржевоз // 898953

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к судостроению, в частности к техническим средствам ликвидации последствий морских аварий и катастроф

Изобретение относится к области судостроения, а именно к системам судов, взаимодействующих в условиях открытого моря, оснащенных комплексными средствами обеспечения взаимодействия судов и управления ими, и может быть использовано, например, при обслуживании подводного аппарата надводным судном катамаранного типа

Судно // 1221046

Изобретение относится к плавкраностроению и может быть использовано при создании плавкранов

Изобретение относится к судостроению
Наверх