Двухзвенное транспортное средство

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двухзвенным автомобильным и тракторным поездам. Цель изобретения - повышение безопасности движения в режиме тор.можения. Устройство позволяет разблокировать фрикционную муфту при воздействии на рулевое управление и питать тормозные камеры тягача 1 и силовой цилиндр фрикционной муфты 12 от 23 2 различных источников давления. Тягач 1 связан с полуприцепом 10 посредством шарнира 11 седельного устройства с фрикционной муфто11 12, связанной с системой рулевого управления и тормозными камерами тягача 1 и полуприцепа 10. При движении в отсутствии торможения и воздействии на рулевое управление фрикционная муфта 12 разблокирована, вследствие чего не увеличивается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1. Во время тормбжения основной системой тягача 1 водитель воздействует на тормозной кран 24, в результате чего сжатый возду.х от источника 19 давления поступает в тормозные камеры 23 тягача 1, а тормозные камеры 28 полуприцепа 10 сообшаются с ресивером 27 и фрикционная муфта 12 заблоки- S рована, что повышает момент сопротивле (Л ния повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, что предотврашает их складывание и повышает устойчивость движения. 1 ил. 8 3 /// //7 77//// /// //1/ ///1 ///// Л 23 28 28

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АBTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

23 24 i1 23

28 28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3918381/31-11 (22) 27.06.85 (46) 30.1!.86. Бюл. № 44 (71) Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (72) Н. В. Богдан, E. И. Габа, В. В. Гуськов и E. А. Романчик (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1017576, кл. В 62 D 53/04, 1983. (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ

СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двухзвенным автомобильным и тракторным поездам.

Цель изобретения — - повышение безопасности движения в режиме торможения. Устройство позволяет разблокировать фрикционную муфту при воздействии на рулевое управление и питать тормозные камеры тягача 1 и силовой цилиндр фрикционной муфты 12 от

ÄÄSUÄÄ 1273289 (51) 4 В 62 D 53/04, В 60 К 41 28 различных источников давления. Тягач 1 связан с полуприцепом 10 посредством шарнира 11 седельного устройства с фрикционной муфтой 12, связанной с системой рулевого управления и тормозными камерами тягача 1 и полуприцепа !О. При движении в отсутствии торможения и воздействии на рулевое управление фрикционная муфта 12 разблокирована, вследствие чего не увеличивается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1. Во время торможения основной системой тягача 1 водитель воздействует на тормозной кран 24, в результатс чего сжатый воздух от источника !9 давления поступает в тормозные камеры 23 тягача 1, а тормозные камеры 28 полуприцепа 10 сообщаются с ресивером 27 и фрикционная муфта 12 заблокирована, что повышает момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, что предотвращает их складывание и повышает устойчивость движения. 1 ил.

1273289

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к двухзвенным автомобильным и тракторным поездам.

Целью изобретения является повышение безопасности движения в режиме торможения.

На чертеже представлена принципиальная схема двухзвенного транспортного средства.

Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1 с двигателем внутреннего сгорания, рейка 2 топливного насоса которого и заслонка 3, установленная в выпускном коллекторе 4, связаны со штоками цилиндров 5 и 6, которые пневматически соединены магистралью 7 через кран 8 управления с источником 9 давления. Полуприцеп 10 связан с тягачом 1 посредством шарнира 11 седельного устройства с фрикционной муфтой 12. Силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 соединен с источником давления 9 посредством дополнительного трехлинейного двухпозиционного распределителя 14 и трехлинейного двухпозиционного распределителя 15. Линия управления распределителя 14 магистралью 16 через клапан 17 ИЛИ связана с полостями силового цилиндра 18, шток 19 которого связан с рулевой трапецией (на схеме не показана).

Полости указанного силового цилиндра 18 соединены с источником 19 давления посредством гидрораспределителя 20, который механически связан с рулевым колесом 21.

Одна из линий управления двухпозиционного распределителя 15 связана с управляющей магистралью 7, а другая — магстралью 22 с тормозными камерами 23 тягача l. Тормозной кран 24 связан с источником 25 давления, указанными тормозными камерами 23 и с тормозной системой полуприцепа О, содержащей воздухораспределитель 26, ресивер 27 и тормозные камеры 28.

Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом.

При движении и отсутствии необходимости в торможении и воздействии на рулевое управление гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления со сливом.

При этом, так как давление в полостях силового цилиндра 18 отсутствует, распределитель 14 под действием пружины устанавливается в позицию, в которой соединяет силовой цилиндр 13 с двухпозиционным распределителем 15. Кран 8 управления соединяет полости цилиндров 5 и 6 и линию управления двухпозиционного распределителя 15 с атмосферой, тормозной кран 24 соединяет тормозные камеры 23 и через магистраль 22 другую линию управления распределителя 15 также с атмосферой. Упомянутый распределитель 15 под действием пружины занимает позицию, при которой силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12

55 соединен с атмосферой. При этом фрикционная муфта 12 разблокирована, вследствие чего не увеличивается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1. Ресивер 17 наполняется сжатым воздухом от источника 25 давления через тормозной кран 24 и воздухораспределитель 26.

Во время торможения основной системой водитель воздействует на тормозной кран 24 (воздействие на рулевое колесо 21 отсутствует). В результате сжатый воздух от источника 19 давления поступает в тормозные камеры 23 тягача 1 и по магистрали 22— в линию управления распределителя 15; управляющая полость воздухораспределителя 26 через тормозной кран 24 соединяется с атмосферой, при этом тормозные камеры 28 полуприцепа 10 через упомянутый воздухораспределитель 26 сообщаются с ресивером 27. Распределитель 15 под действием давления в линии управления преодолевает сопротивление пружины и занимает положение, в котором силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 через распределитель 14 соединяется с источником 9 давления. При этом силовой цилиндр 13 блокирует муфту. 12, тем самым повышается момент сопротивления повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1, что предотвращает их складыва ние и повышает устойч и вость движения. Если при этом водитель воздействует на рулевое колесо 21, то гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления с одной из полостей (в зависимости от направления вращения рулевого колеса 21) силового цилиндра 18, откуда давление через клапан 17 ИЛИ по магистрали 16 передается в линию управления распределителя 14, который, преодолевая сопротивление пружины, занимает положение, при котором силовой цилиндр 13 фрикционной муфты 12 сообщается с атмосферой, тем самым фрикционная муфта 12 разблокируется и не препятствует повороту полуприцепа 10 относительно тягача 1.

При снятии управляющего воздействия с рулевого колеса 21 гидрораспределитель 20 соединяет источник 19 давления и полости цилиндра 18 со сливом, при этом давление в управляющей полости распределителя 14 падает и последний под действием пружины занимает первоначальное положение, т.е. соединяет силовой цилиндр 13 с распределителем 15, а так как управляющая полость последнего находится под давлением, — с источником 9 давления. Таким образом, фрикционная муфта 12 вновь заблокируется, т.е. она разблокируется только на время воздействия водителем на рулевое колесо 21.

При снятия управляющего воздействия с педали тормозного крана 24 тормозные камеры 23 тягача 1 и линия управления распределителя 15 сообщаются с атмосферой

1273289

Составители В. Калмыков

Техред И. Верее Коррскгор T. Коло

Тираж 571 11одиисиос

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор К. Волошук

Заказ 6381 15 через упомянутый тормозной кран 24, который также соединяет источник 25 давления с воздухораспределителем 27, который в свою очередь сообщает тормозные камеры 28 с атмосферой, а ресивер 27 начинает наполняться сжатым воздухом. Так как давление в линии управления распределителя 15 упало, последний занимает положение, при котором силовой цилиндр 13 через распределитель 14 сообщается с атмосферой, что приводит к разблокированию фрикционной муфты 12.

Во время торможения вспомогательной системой (двигателем) водитель воздействует на кран 8, который сообщает магистраль

7 с источником 9 давления. В результате сжатый воздух поступает в цилиндры 5 и 6 и в линию управления распределителя 15, при этом заслонка 3 и рейка 2 топливного насоса уменьшают соответственно проходное сечение выпускного коллектора 4 и подачу топлива топливным насосом в двигатель, который переходит на режим принудительного вращения, преодолевая противодавление в выпускном коллекторе 4. Одновременно распределитель 15, преодолевая сопротивление пружины, занимает положение, при котором источник 9 давления сообщается через распределитель 14 с силовым цилиндром 13 и последний блокирует фрикционную муфту 12. В результате повышается момент сопротивления повороту полуприцепа

l0 относительно тягача 1, а следовательно, и .устойчивость движения при торможении двигателем. Если при этом водитель воздействует и на рулевое колесо 21, то устройство работает, как и в случае использования основной тормозной системы. т.е. фрикционная муфта 12 разблокируется и не препятствует изменению траектории движения транспортного средства.

Г1 ри прекра ц!ен и и торможения дни гателем управля1ощая магистраль 7 через кран

8 сообц1ается с атмосферой, заслонка 3 и рейка 2 топливного насоса занимают первоначальное положение, распределитель 15 под действием пружины возвращается в положение, при котором силовой цилиндр

13 сообщается с атмосферой и фрикционная муфта разблокируется.

В случае одновременного включения вспомогательной и основной тормозных систем, т. е. при воздействии на кран 8 и тормозной кран 24, сжатый воздуx поступает одновременно в обе линии управления распределителя 5, в остальном устройство работает так же, как и в случае раздельного использования указанных тормозных систем.

Формула изобретения

Двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач с двигателем внутреннего сгорания, рейка топливного насоса которого и заслонка, установленная в выпускном коллекторе, связаны со штоками пневматических цилиндров, соединенных управляющей магистралью через кран управления с источником давления, полуприцен, сочлененный с тягачом при помощи шарнира, блокируемого фрикционной муфтой, силовой цилиндр которой связан рабочей магистралью с первой линией трехлинейного двухпозиционного управляемого распределителя, одна линия управления которого соединена с управляющей магистралью, а другая — с тормозным краном тормозной системы двухзвенного транспортного средства, и систему рулевого управления, от«1ииаюи<ееея тем, что, с целью повышения безопасности движения в режиме торможения, оно снабжено i..3àïàíîì с логической функ 1ией И,1И и дополнительным трехлинейным двухпозиционным управляемым распределителем, установленным при помощи своих первой и второй линий в рабочей магистрали, третья линия которого соединена с атмосферой, линия уllp38ëåíèÿ через клапан с логической функцией ИЛИ соединена с полостями силового цилиндра поворота системы рулевого управления, вторая и третья линии трех.шнейного двухнозиционного распределителя соединены соответственно с источником давлеHHH и с атмосферой, причем в одной позиции трехлинейных двухпозиционных распределителей соединены между собой их первые и вторые лишш, а в другой позиции — - llx первые и третьи линии.

Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство Двухзвенное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне
Наверх