Универсальная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению , предназначено для соединения валов , расположенных под углом друг к другу. Цель изобретения - расширение технических возможностей и повышение долговечности . Муфта содержит два вала с лопастями, промежуточный элемент, распорный шарик, балансировочные винты 5, кожухи и крепежные элементы. Лопасть выполнена с плоскими рабочими поверхностями , со сферическим углублением и выпуклыми цилиндрическими поверхностями на буртах. Промежуточный элемент выполнен с двумя встречными пазами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях. Паз образован плоскими поверхностями, соединенными цилиндрической поверхностью с резьбовыми участками . Муфта по сравнению с прототипом обеспечивает кроме передачи крутящего момента и сжимающих усилий передачу растягивающих усилий, за счет взаимодействия поверхностей, понижение вибрации за счет введения балансировочных средств и защиту взаимодействующих поверхностей от воздействия внешней среды за счет установки кожухов. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. to С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 16 0 3/30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTKPblTMSIM

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,Ю

lo

)00 0

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4783408/27 (22) 17.01.90 (46) 15.04.92.Бюл. М 14 (75) Л.И.Андреев (53) 621.828.2(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1286848, кл. F 16 D 3/20, 1985. (54) УНИВЕРСАЛЬНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, предназначено для соединения валов, расположенных под углом друг к другу. Цель изобретения — расширение технических возможностей и повышение долговечности. Муфта содержит два вала с лопастями, промежуточный элемент, распорный шарик, балансировочные «HTll 5, кожухи и крепежные элементы. Лопасть выИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов с пересекающимися осями, Известен универсальный шарнир, содержащий две вилки, каждая из которых содержит вкладыш, подвижно установленный в ее торцовом пазу, установленные с возможностью взаимодействия друг с другом посредством промежуточного элемента и упомянутых вкладышей.

Недостатком шарнира являются ограниченные его эксплуатационные возможности, в частности отсутствие дополнительной передачи в условиях сжимающих и растягивающих осевых усилий, и малая работоспособность в связи с отсутствием защитных

„„. Ж,„, 1726861 А1 полнена с плоскими рабочими поверхностями, со сферическим углублением и выпуклыми цилиндрическими поверхностями на буртах. Промежуточный элемент выполнен с двумя встречными пазами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях. Паз образован плоскими поверхностями, соединенными цилиндрической поверхностью с резьбовыми участками. Муфта по сравнению с прототипом обеспечивает кроме передачи крутящего момента и сжимающих усилий передачу растягивающих усилий, за счет взаимодействия поверхностей, понижение вибрации за счет введения балансировочных средств и защиту взаимодействующих поверхностей от воздействия внешней среды за счет установки кожухов, 1 з.п. ф-лы, 2 ил. средств в контактирующих поверхностях скольжения.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей и повышение долговечности работы.

Указанная цель достигается путем дополнительной передачи, кроме сжимающих усилий, растягивающихусилий, она снабжена распорным шариком и балансировочными винтами, каждый паз выполнен с вогнутой цилиндрической поверхностью, соединяющей упомянутые боковые поверхности с резьбовыми участками на концах, каждая лопасть выполнена с торцовой стороны со сферическим углублением, а со стороны рабочих ее поверхностей — с

1726861

55 буртиками, выполненными с выпуклой цилиндрической поверхностью, ось которой перпендикулярна рабочей поверхности лопасти, на которой расположен центр сферического углубления, при этом распорный шарик размещен в центре шара между лопастями и сопряжен с их сферическими углублениями, а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты.

Кроме того, она снабжена кожухами, каждый из которых выполнен в виде желоба, с внутренней сферической поверхностью, при этом желоб подвижно соединен с шаром и жестко закреплен на лопасть.

На фиг.1 изображена муфта в сборе; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1.

Муфта содержит валы 1 и 2, выполненные заодно с одинаковыми лопастями, образованными плоскими боковыми рабочими поверхностями 3, расположенными параллельно продольной оси вала, симметрично последней, и поверхностями 4, расположенными под углом к продольной оси вала и симметрично последней; в торцовой части лопасти, на каждой боковой рабочей поверхности симметрично, расположены буртики 5, образованные выпуклой цилиндрической поверхностью, перпендикулярной боковой рабочей поверхности; в центре торцовой части, на оси вала,.выполнено сферическое углубление 6.

При этом каждая лопасть вала установлена в паз 7 промежуточного элемента 8, выполненного в виде шара с двумя пазами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, с параллельными боковыми рабочими поверхностями соединяющиеся с вогнутыми цилиндрическими поверхностями 9 с резьбовыми участками на концах, и пересекающиеся в центре шара, при этом в центре шара образованы цилиндрические кромки 10, которые взаимодействуют с выпуклой цилиндрической поверхностью каждого буртика 5, причем распорный шарик 11 размещен в центре шара, между лопастями, и сопряжен с их сферическими углублениями 6, а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты 12, при этом сфера шара закрыта защитными кожухами 13, которые выполнены в виде желоба с внутренней сферической поверхностью, равной наружной сфере шара, с которым соединен подвижно и жестко закреплен на лопасти винтом 14.

Сборка муфты осуществляется nooseредным вводом каждой лопасти 3 в паз 7 промежуточного элемента 8, и цилиндрическая поверхность буртика 5 совмещается с кромкой 10, в центре шара, где фиксируется

35 сферическим углублением 6 на распорном шарике 9, вводом его в зев, образовавшийся в условиях максимального углового отклонения одной из лопастей, затем завертываются балансировочные винты, перемещением массы которых относительно центра балансируется крутящий момент массы муфты, причем центрирование обеспечивается распорным шариком 9, взаимодействующим со сферическими углублениями в торцах каждой лопасти.

Крутящий момент от одного вала к другому при их соосном расположении передается взаимодействием боковых поверхностей 7 лопасти с пазом в проме-. жуточном элементе 8, в относительной их взаимной неподвижности.

При несоосном расположении валов передача крутящего момента с одного вала на другой осуществляется теми же рабочими поверхностями 7 лопасти и паза, которые образуют кинематическую пару трения скольжения.

Таким образом конструкция обеспечивает жесткое сцепление двух валов с пересекающимися осями посредством соединительного элемента, конфигурация которого обеспечивает передачу крутящего момента, с одного вала на другой, способом совмещения боковых рабочих поверхностей лопасти и паза в шаре, что уменьшает контактные напряжения и повышает несущую способность, при этом жесткий кожух предохраняет от засорения смазочные материалы в контактирующих поверхностях скольжения, что повышаетдолговечность их работы.

Формула изобретения

1, Универсальная муфта, содержащая два вала с лопастями, соосно расположенными, взаимно обращенными друг к другу и соединенными между собой промежуточным элементом в виде шара с двумя пазами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, пересекающихся в центре шара, при этом каждая лопасть выполнена с плоскими боковыми поверхностями, сочлененными с ответными плоскими боковыми поверхностями соответствующего паза, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем дополнительной передачи, кроме сжимающих осевых усилий, растягивающих усилий, она снабжена распорным шариком и балансировочными винтами, каждый паз выполнен с, вогнутой цилиндрической поверхностью, соединяющей упомянутые боковые поверхности, и с резьбовыми участками на концах, каждая

1726861

50

55 лопасть выполнена с торцовой стороны со сферическим углублением, а со стороны рабочих ее поверхностей — с буртиками, выполненными с выпуклой цилиндрической поверхностью, ось которой перпендикулярна рабочей поверхности лопасти и на которой расположен центр сферического углубления, при этом раснорный шарик размещен в центре шара между лопастями и сопряжен с их сферическими углублениями, а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты.

2. Муфта по п1, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности

5 путем обеспечения смазки, она снабжена кожухами, каждый иэ которых выполнен в виде желоба с внутренней сферической поверхностью, при этом желоб подвижно соединен с шаром и жестко закреплен на

10 лопасти.

1726861

Составитель Л. Андреев

Редактор О. Спесивых Техред М.Моргентал Корректор М. Шароши

Заказ 1266 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Универсальная муфта Универсальная муфта Универсальная муфта Универсальная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения преимущественно несоосных валов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шарнирным муфтам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к соединению валов при компенсации их угловых, осевых и радиальных смещений, и позволяет расширить функциональные возможности муфты

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам, допускающим возможность относительного перемещения соединяемых элементов во время работы

Изобретение относится к машиностроению , в частности к рычажным муфтам для соединения валов, расположенных под углом друг к другу

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к шарнирным муфтам равных угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к шарнирным муфтам равных угловых скоростей

Изобретение относится к универсальным двойным шарнирам равных угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению, в частности к сдвоенным карданным шарнирам

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к соединительным муфтам между валами, и в частности - к универсальным шарнирам, и конкретнее - к муфтам, имеющим равные мгновенные угловые скорости входного вала и выходного вала или обеспечивающим приблизительно таковые скорости

Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей и предназначено в основном для транспорта

Изобретение относится к муфтам, обеспечивающим вращение валов под углом друг к другу, и, в частности, к шарнирам равных угловых скоростей

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к средствам передачи вращающихся моментов в условиях, когда оси соединяемых валов расположены под углом друг к другу, а угловые скорости вращения ведущего и ведомого вала должны совпадать, и может быть использовано в приводах машин

Изобретение относится к узлам сельскохозяйственных, транспортных и других машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, передающих крутящий момент в условиях изменяющихся углов между валами при сохранении равенства угловых скоростей

Изобретение относится к машиностроению, в частности для карданных валов грузовых автомобилей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов, оси которых расположены в пересекающихся плоскостях
Наверх