Колесное транспортное средство

 

Союз Советских

Соцнапнстнчесмнх

Респубпнм (112 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 250380 (21) 2899043/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (5l)M. Кл.

В 60 К 17/20

3Ьеударствелм11 квнктет

СССР лв делам изебретевк11 я юткрытк1

Опубликовано 30.1 231- Бюллетень ¹ 48

Дата опублмковаиия описания 301281 (53) УД К, б 29 . 1 13 (088. 8) 1

А. А.Шавель, В. Н.Прохоров, K.Н. Козлов и .И.Яцковский (72) Авторы изобретения

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт и Производственное объединение

Минский тракторный завод им. В.И,Ленина (71) Заявители (54) КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО

Изобретение относится к колесным транспортным машинам, преимущественно тракторам.

Известно колесное транспортное средство: с устройством для автома.тической блокировки дифференциала, содержащее фрикционную муфту, кулачковую муфту управления, золотниковый распределитель, установленный в гнезде полуоси колеса, при этом его золотник связан с магистралью подачи

10 рабочей жидкости, а с другой стороны соединен с полумуфтой кулачковой муфты управления, другая полумуфта которой связана с полуосью другого колеса (1).

Недостатком этого устройства является ухудшение поворачиваемости машины при движении по рыхлой почве, т.е, в этих условиях разности моментов на полуосях недостаточно для преодоления момента трения в муфте блокировки, и трактор совершает поворот с заблокироваHHbM дифференциалом. В случае пробуксовывания фрикционной муфты при повороте трактора и выходе его из поворота блокировка может не. включиться, так как для ее включения необходимо, чтобы отстающее колесо стало забегающнм, что приводит к замыканию кулачковой муфты и перемещению золотника. Во время эксплуатации трактора такое условие не всегда выполнимо, что снижает надежность работы блокировки дифференциала.

Известно также колесное транспортное средство, содержащее основной ведущий мост с механизмом блокировки дифференциала, включающим фрикционную муфту, механически связанную с гидроцилиндром, гидравлически соединенным через основной распределитель с гидроусилителем рулевого управления, и дополнительный ведущий мост, кинематически связанный через механизм свободного хода с основным ведущим мостом (2 ).

3606

Недостатком такого транспортного средства является то, что у него происходит постоянное блокирование дифференциала при прямолинейном движении. При движении на повороте, когда управляемые колеса повернуты от нейтрального положения на неко- „ торый угол, дифференциал автоматически разблокировывается. При большой величине этого угла возникает нежелательное перераспределение крутящих моментов между колесами, а при малой может произойти произвольное разблокирование дифференциала при движении по склону, когда прямолинейное движение совершается с ловернутыми в сторону склона колесами. Аналогичньй режим движения возникает при движении трактора по бездорожью с малым коэффициентом сцепления, когда возникает необходимость поворачивать рулевое колесо от нейтрального положения на угол до !5-20, 0 что неизбежно приводит к отключению блокировки дифференциала.

Цель изобретения — повышение эффективности использования транспортного средства за счет возможности выключения блокировки дифференциала только при движении по дорогам с высоким коэффициентом сцепления.

Указанная цель достигается тем, что транспортное средство снабжено источником давления, двухпозиционньм золотниковым распределителем и кулачковой муфтой, кинематически связанной с механизмом свободного хода и двухпозиционным золотниковым распределителем, гидравлически соединенным с источником давления и основным распределителем.

Кроме того, транспортное средство снабжено устройством регулирования давления срабатывания блокировки дифференциала, состоящим из рычага, шарнирно соединенного со штоком, и пружины, установленной с возможностью взаимодействия с подвижным элементом основного распределителя.

На чертеже изображено транспортное средство с предлагаемой системой управления блокировкой дифференциала.

Транспортное средство содержит основной 1 и дополнительный 2 ведущие мосты, которые связаны между собой механизмом свободного хода, выполненного в виде обгонной муфты 3.

Обгонная муфта 3 посредством кулачко5

4 вой муфты 4 свяэана с датчиком включения дополнительного моста 2, выполненного в виде двухпоэиционного эолотникового распределителя 5. Основной ведущий мост 1 содержит блокировку дифференциала, выполненную в виде фрикционной муфты б с гидроцилиндром 7. Управление фрикционной муфтой 6 осуществляется основным распределителем 8, который связан с источником 9 давления текучей среды гндроусилителя рулевого управления 10. Давление источника 9 пропорционально усилию поворота управляемых колес.

Основной распределитель 8 содержит золотник 11, поджимаемый пружиной 12, натяжение которой изменяет" ся в процессе перемещения штока 13 и рычага 14, кроме того, рычаг 14 служит для принудительного управления распределителем 8. Распределитель 8, гидроцилиндр 7 фрикционной муфты б блокировки дифференциала, датчик включения дополнительного ведущего моста 2 и рулевое управление 10 связаны между собой гидромагистралями 15-17. Обгонная муфта 3 и фрикционная муфта 6 связаны с источником 18 давления, В зависимости от положения рычага!

4 блокировка дифференциала может быть принудительно включена, принудительно выключена и находиться в автоматическом режиме управления, при котором состояние блокировки дифференциала зависит от соотношения усилий на золотнике 11, с одной стороны — от рулевого управления 10 и с другой — от датчика включения дополнительного ведущего моста 2, Система управления блокировкой дифференциала в автоматическом режиме работает следующим образом.

При прямолинейном движении транспортного средства и буксовании колес основного моста 1 вьпне допустимого обгонная муфта 3 подключает дополнительный мост 2 в тяговый режим, при этом кулачковая муфта 4 размыкаясь, перемещает золотник 5 и сообщает источник давления 18 с основным распределителем 8. Под действием суммарного усилия сжатой пружины 12 и давления масла со стороны датчика включения дополнительного ведущего моста

2 золотник 11 распределителя 8 перемещается, отсоединяет гидроцилиндр

7 от сливной магистрали и сообщает его с датчиком включения дополнительного моста 2. Блокировка дифференциала включена.

При повороте управляемых колес S трактора давление, развиваемое источником 9, возрастает и при превьипении усилия на золотник 11 со стороны рулевого управления 10 по сравнению с усилием со стороны датчика включе- © ния дополнительного ведущего моста

2 золотник il перемещается н сообщает гидроцилиндр 7 со сливом. Блокировка выключена. Угол поворота управ-. ляемых колес, при котором происходит отключение блокировки дифференциала, может быть изменен за счет регулирования предварительного усилия сжатия пружины 12.

Таким образом осуществляется повышение эффективности использования блокировки дифференциала при движении транспортного средства по дорогам с низкой несущей способностью.

Формула изобретения

893606 d тельный ведущий мост, кинематически связанный через механизм свободного хода с основным ведущим мостом., о тл.и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности использования транспортного средства за счет возможности выключения блокировки дифференциала только при движении по дорогаи с высоким коэ4фицнентом сцепления, оно снабжено источником давления, двухпоэицнонным золотниковым распределителем и кулачковой муфтой, кинематически связанной с механизмом свободного хода и двухпоэициониьм эолотниковым распределителем, гидравлически соединенныи с источником давления и основным распределителем.

2. Колесное транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено устройством р 1гули1рования давления срабатывания блокировки дифференциала, состоящим иэ рычага, шарнирно соединенного со што" ком, и пружины, установленной с воэ иожиостью взаимодействия с подвижнья элементом основного распределителя.

1. Колесное транспортное средство, содержащее основной ведущий мост е механизмом блокировки дифференциала, включащим фрикционную муфту, механи чески связанную с гидроцилиндром, гидравлически соединенным через основной распределитель с гидроусилителем рулевого управления, и дополниИс точиики информации

5б принятые во внимание нри экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В386786, кл. В 60 К 17/20, !973.

2. Тракторы "Беларусь" ИТ3-80, МТ3-80Л, ИТЗ-82, ИТЗ-82 Л. РуководстS5 во по эксплуатации и уходу. Минск, 1973 (прототип).

893606

Составитель В.Калмыков

Техред А.Ач Корректор Л.Бокшан

Редактор EE.Чубелко

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 11350/23 Тираж 735 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Колесное транспортное средство Колесное транспортное средство Колесное транспортное средство Колесное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх