Способ оперативного лечения разлитых и гнилостно-некротических флегмон дна полости рта

Изобретение относится к челюстно-лицевой хирургии и может быть применимо для оперативного лечения разлитых флегмон дна полости рта. Проводят воротникообразный разрез кожи в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях. Рассекают подкожно-жировую клетчатку, платизму, поверхностный листок собственной фасции шеи. Вскрывают правое и левое поднижнечелюстные, крыловидно-нижнечелюстные, окологлоточное пространства. Проводят рассечение на всем протяжении челюстно-подъязычной мышцы до уровня 47 и 37 зубов справа и слева и передних брюшек правой и левой двубрюшной мышц. Производят антисептическую обработку и дренирование гнойной раны. Способ позволяет обеспечить ускоренное очищение клетчаточных пространств, уменьшить риск дальнейшего распространения процесса. 1 з.п. ф-лы, 18 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, и может быть использовано при оперативном лечении флегмон дна полости рта.

В настоящее время при лечении разлитых и гнилостно-некротических флегмон дна полости рта используется операция, при которой под общим обезболиванием в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях проводят воротникообразный разрез кожи, послойно рассекают подкожно-жировую клетчатку, платизму, поверхностный листок собственной фасции шеи, частично пересекают челюстно-подъязычную мышцу, с последующим дренированием клетчаточных пространств дна полости рта, вовлеченных в воспалительный процесс [1].

Недостатком данной операции является низкая эффективность дренирования, особенно при гнилостно-некротических флегмонах, при вовлечении в воспалительный процесс обоих «этажей» дна полости рта, что приводит к задержке гнойного экссудата в тканях, а следовательно, к возможности его дальнейшего распространения в клетчаточные пространства шеи, средостения и гибели больного.

Задача изобретения: обеспечить ускоренное очищение клетчаточных пространств дна полости рта, снизить риск дальнейшего распространения гнойно-инфекционного процесса в клетчаточные пространства шеи и средостения.

Поставленную задачу решают за счет того, что после вскрытия правого и левого поднижнечелюстных, крыловидно-нижнечелюстных, окологлоточных пространств, корня языка, проводят рассечение на всем протяжении челюстно-подъязычной мышцы, до уровня 47 и 37 зубов справа и слева и передних брюшек правой и левой двубрюшной мышц, а при гнилостно-некротических флегмонах дополнительно пересекают и легируют правые и левые лицевые артерии и вены с подшиванием к окружающим тканям, а челюстно-подьязычную мышцу дополнительно рассекают до углов нижней челюсти справа и слева, с последующей антисептической обработкой и дренированием гнойной раны.

Способ осуществляют следующим образом.

Под общим обезболиванием после двукратной обработки операционного поля проводят воротникообразный разрез кожи в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях. Рассекают подкожно-жировую клетчатку, платизму, поверхностный листок собственной фасции шеи. Путем расслаивания тканей проникают в правое и левое поднижнечелюстные, крыловидно-нижнечелюстные, окологлоточные пространства, к корню языка. После чего проводят рассечение челюстно-подьязычной мышцы на всем протяжении до 47 и 37 зубов справа и слева, и передних брюшек правой и левой двубрюшной мышц. Кроме этого при гнилостно-некротических флегмонах дополнительно пересекают и легируют правые и левые лицевые артерии и вены с их последующим прошиванием к окружающим тканям, а челюстно-подьязычную мышцу дополнительно рассекают до углов нижней челюсти справа и слева. Рану обильно промывают растворами антисептиков, дренируют перчаточными, а также тремя трубчатыми дренажами, которые устанавливают в окологлоточные пространства и к корню языка, накладывают повязку с левомеколем.

Результаты лечения указанным способом 2 пациентов с диагнозом «разлитая гнилостно-некротическими флегмонами дна полости рта и шеи» и 7 пациентов с диагнозом «разлитая флегмонами дна полости рта», показали, что в послеоперационном периоде у этих больных отмечалось широкое зияние операционной раны, обеспечивающее хороший отток гнойного экссудата в повязку и быстрое очищение раны. Благодаря этому дренирование раны прекращали через 4-5 дней после оперативного лечения, а вторичные швы накладывали в среднем на 6-8 сутки после вскрытия флегмоны. Для профилактики задержки сукровичного экссудата и повторного нагноения раны на сутки между швами оставляли тонкий перчаточный дренаж. Несмотря на относительно большую травматичность оперативного лечения болевые ощущения у данных больных в послеоперационном периоде не отличались своей интенсивностью и легко купировались назначением обезболивающих препаратов.

У всех 9 больных были получены положительные результаты лечения, а сроки госпитализации составили от 9 до 12 дней. В дальнейшем пациенты были выписаны на амбулаторное долечивание у стоматолога-хирурга по месту жительства.

У 11 пациентов контрольной группы с флегмонами дна полости рта оперативное лечение проводили по общепринятой методике. В послеоперационном периоде у данной группы больных отмечался более выраженный послеоперационный отек мягких тканей, раны очищались медленнее, дренирование продолжали 8-9 дней, а вторичные швы накладывали через 9-10 дней после вскрытия флегмоны. Кроме этого у одного больного контрольной группы произошло дальнейшее распространение гнойного процесса в клетчаточные пространства шеи, что потребовало дополнительного оперативного вмешательства. Сроки госпитализации пациентов контрольной группы составляли от 12 до 14 дней.

Достоинства предлагаемого способа заключаются в ускоренном очищении гнойной раны, при этом исключается задержка гноя в тканях дна полости рта, а также снизится риск дальнейшего распространения гнойно-инфекционного процесса в клетчаточные пространства шеи и средостения, что позволяет проводить реабилитацию пациентов в более ранние сроки.

Клинический пример 1. Пациент М., 26 лет, № истории: 33397 был доставлен бригадой скорой помощи в отделение челюстно-лицевой хирургии Городской клинической больницы №6 в 29 декабря 2006 года. Больной предъявлял жалобы на болезненный отек мягких тканей лица и шеи, сильные боли при глотании, при движении головой, при движении языком, ограниченное открывание рта, высокую температуру тела, головокружение, затрудненное дыхание, выраженную слабость, недомогание, потливость, невозможность приема и пищи.

Из анамнеза установлено, что у больного 22.12.2006 г. после переохлаждения заболел разрушенный 48 зуб, который раньше не лечил, и зуб медленно разрушался. 23.12.2006 г. появился отек в области нижней челюсти справа. К врачу пациент не обращался, самостоятельно принимал обезболивающие препараты и делал согревающие компрессы. 28.12.2006 г. отек резко увеличился, распространился на противоположную область и на шею, появились вышеперечисленные жалобы. 29.12.2006 г. больной обратился в скорую помощь, после чего был доставлен в ГКБ №6.

При внешнем осмотре определялось нарушение конфигурации лица за счет резко болезненного при пальпации инфильтрата и разлитого отека мягких тканей правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областей, средних отделов правой и левой боковых и передней поверхности шеи. Кожа в этих областях напряжена, гиперемирована, лилового цвета, в складку не собиралась. При пальпации определялась «крепитация» (фиг.1). Рот открывался ограниченно до 2,0 см. В полости рта определялся выраженный отек, гиперемия, выбухание правого и левого подъязычных валиков, которые выступали над режущими краями центральных зубов нижней челюсти. Пальпация их резко болезненна, валики покрыты серым налетом (фиг.2). Отмечался отек, гиперемия выбухание боковой стенки глотки справа и слева. Язык приподнят к небу, движения им затруднены, ограничены и резко болезненны. Из полости рта определялся гнилостный запах. Коронка 48 зуба разрушена полностью, перкуссия корня 48 зуба безболезненна. На рентгенографии определялся дефект костной ткани в проекции верхушек корней 48 зуба.

Зубная формула:
ОООППО
18171615141312112122232425262728
48474645444342413132333435363738
RОПППП
где О - отсутствует зуб, П - пломба, R - корень.

Больному был поставлен диагноз: «разлитая одонтогенная гнилостно-некротическая флегмона дна полости рта и шеи от 48 зуба». Оперативное лечение данного больного осуществляли по следующей методике: под общим обезболиванием произвели воротникообразный разрез кожи длиной 25 см в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях, рассекли подкожно-жировую клетчатку, платизму, поверхностный листок собственной фасции шеи. Расслаивая ткани, проникли в правое и левое поднижнечелюстные, крыловидно-нижнечелюстные, окологлоточные пространства, к корню языка. Пересекли, легировали и прошили к окружающим тканям правые и левые лицевые артерии и вены. После чего рассекли на всем протяжении до углов нижней челюсти справа и слева челюстно-подьязычную мышцу и передние брюшки правой и левой двубрюшной мышц (фиг.3). Дополнительно раскрыли клетчаточные пространства шеи и наложили нижнюю трахеостому. Раны обильно промыли растворами антисептиков, дренировали перчаточными, а также тремя трубчатыми дренажами, которые установили в окологлоточные пространства и к корню языка (фиг.4), наложили повязку с левомеколем. Гной из раны отправили на бактериологическое исследование. Удалили «причинный» 48 зуб.

Сразу после операции больной в течение трех дней находился на лечении в реанимационном отделении, где проводилась комплексная терапия, а хирургами отделения челюстно-лицевой хирургии осуществлялось местное лечение гнойной раны. В дальнейшем больной был переведен в отделение челюстно-лицевой хирургии.

В послеоперационном периоде у больного отмечалось широкое зияние операционной раны (фиг.5, 6, 7), обеспечивающей хороший отток гнойного экссудата в повязку и ее быстрое очищение раны. Несмотря на относительно большую травматичность оперативного вскрытия флегмоны болевые ощущения у пациента не отличались своей интенсивностью и эффективно купировались назначением обезболивающих препаратов. Благодаря хорошему оттоку, дренирование ран прекратили через 6 дней (фиг.8), а вторичные швы наложили через 8 дней после вскрытия флегмоны. Между швами на сутки оставили тонкие перчаточные дренажи, наложили полуспиртовую повязку. Сроки госпитализации составили 12 дней. В дальнейшем больной был выписан на амбулаторное долечивание у стоматолога - хирурга по месту жительства.

Контрольный осмотр больного через 5 дней после выписки из стационара показал, что особых жалоб пациент не предъявляет. Отека и инфильтрата мягких тканей дна полости рта и шеи нет. Раны зажили первичным натяжением, операционные швы чистые состоятельные. Больному были сняты операционные швы, рекомендовано приступить к труду.

Клинический пример 2. Пациентка М., 36 лет, № истории: 33721 обратилась 31 декабря 2006 года с направлением из стоматологической поликлиники в отделение челюстно-лицевой хирургии Городской клинической больницы №6 с жалобами на отек мягких тканей лица, сильные боли при глотании, при движении головой, при движении языком, ограниченное открывание рта, высокую температуру тела, выраженную слабость, недомогание, потливость, не возможность приема и пищи.

Из анамнеза выяснено, что у больной 5 дней назад заболел 47 зуб, который раньше не лечила, зуб медленно разрушался. Через три дня после болей в зубе появился отек в области нижней челюсти справа, который резко увеличился 30 декабря, появились выше перечисленные жалобы. Больная обратилась в поликлинику по месту жительства, откуда была направлена в стационар.

При внешнем осмотре определялось нарушение конфигурации лица за счет резко болезненного при пальпации инфильтрата и разлитого отека, мягких тканей правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областей. Кожа в этих областях напряжена, ярко гиперемированна, в складку не собиралась (фиг.9). Рот открывался ограниченно на 2,5 см. В полости рта определялся выраженный инфильтрат, отек, гиперемия, выбухание правого и левого подъязычных валиков, которые выступали над режущими краями центральных зубов нижней челюсти. Пальпация их резко болезненна, валики покрыты серым налетом. Язык смещен к небу движения им затруднены, ограничены и резко болезненны. Отмечался отек, инфильтрат, гиперемия выбухание боковой стенки глотки больше выраженное справа. В 47 зубе глубокая кариозная полость, перкуссия 47 зуба безболезненна. На рентгенографии определялся дефект костной ткани в проекции верхушек корней 47 зуба.

Зубная формула:
ОПППППО
18

48
17

47
16

46
15

45
14

44
13

43
12

42
11

41
21

31
22

32
23

33
24

34
25

35
26

36
27

37
28

38
ОКОПОО
где О - отсутствует зуб, П - пломба, К - корень.

Больной был поставлен диагноз: «разлитая одонтогенная флегмона дна полости рта от 47 зуба». Оперативное лечение данной больной было проведено следующим образом: под общим обезболиванием провели воротникообразный разрез длиной 20 см в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях. Рассекали кожу, подкожно-жировую клетчатку, платизму, поверхностный листок собственной фасции шеи. Раскрыли правое и левое поднижнечелюстные, крыловидно-нижнечелюстные, окологлоточные пространства и корень языка. После чего рассекли на всем протяжении до уровня 47 и 37 зубов справа и слева челюстно-подъязычную мышцу и передние брюшки правой и левой двубрюшной мышц (фиг.10). Рану обильно промыли растворами антисептиков, дренировали перчаточными, а также тремя трубчатыми дренажами, которые установили в окологлоточные пространства и к корню языка (фиг.11), наложили повязку с левомеколем. Гной из раны отправили на бактериологическое исследование. Удалили «причинный» 47 зуб.

В послеоперационном периоде у больной отмечалось широкое зияние операционной раны (фиг.12, 13, 14), обеспечивающие хороший отток гнойного экссудата в повязку и ее быстрое очищение. Несмотря на относительно большую травматичность оперативного лечения болевые ощущения у пациентки не отличались своей интенсивностью и эффективно купировались назначением обезболивающих препаратов. Благодаря хорошему оттоку, дренирование раны прекратили через 5 дней, а вторичные швы наложили через 7 дней после вскрытия флегмоны (фиг.15, 16, 17). Между швами на сутки оставили тонкие перчаточные дренажи, наложили полуспиртовую повязку. Сроки госпитализации составили 10 дней. В дальнейшем больная была выписана на амбулаторное долечивание у стоматолога - хирурга по месту жительства.

Контрольный осмотр больной через 6 дней после выписки из стационара показал, что особых жалоб пациентка не предъявляет. Отека и инфильтрата мягких тканей дна полости рта нет. Раны зажили первичным натяжением, операционные швы чистые состоятельные. Больной были сняты операционные швы, рекомендовано приступить к труду.

Достоинства предлагаемого способа заключаются в ускоренном очищении гнойной раны, при этом исключается задержка гноя в тканях дна полости рта, а также снижается риск дальнейшего распространения гнойно-инфекционного процесса в клетчаточные пространства шеи и средостения, что позволяет проводить реабилитацию пациентов в более ранние сроки и уменьшает в целом процент летальных исходов у больных с данной патологией

Литература

1. Робустова Т.Г. Хирургическая стоматология. М., 2003. - 504 с.

1. Способ оперативного лечения разлитых флегмон дна полости рта, включающий проведение воротникообразного разреза кожи в правой и левой поднижнечелюстных, подподбородочной областях, рассечения подкожно-жировой клетчатки, платизмы, поверхностного листка собственной фасции шеи, отличающийся тем, что после вскрытия правого и левого поднижнечелюстных, крыловидно-нижнечелюстных, окологлоточного пространства, корня языка, проводят рассечение на всем протяжении челюстно-подъязычной мышцы до уровня 47 и 37 зубов справа и слева и передних брюшек правой и левой двубрюшной мышц, производят антисептическую обработку и дренирование гнойной раны.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при разлитых гнилостно-некротических флегмонах дна полости рта дополнительно пересекают и лигируют правые и левые лицевые артерии и вены с подшиванием к окружающим тканям, а челюстно-подъязычную мышцу дополнительно рассекают до углов нижней челюсти справа и слева.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, и может быть использовано в реконструктивной хирургии врожденных и приобретенных дефектов альвеолярного отростка и тела верхней челюсти, твердого и мягкого неба, а также различных их комбинаций для защиты швов и тампонов от внешних воздействий со стороны полости рта, иммобилизации трансплантационного и/или имплантационного материала, слизисто-надкостничных лоскутов в новом положении, удержания тампонов и формирования небного свода.

Изобретение относится к области медицины, а именно к хирургической стоматологии. .

Изобретение относится к медицинским инструментам и может быть использовано в ринопластической хирургии при удалении горба носа методом закрытой ринопластики через межхрящевые разрезы.

Изобретение относится к медицине, а именно к оториноларингологии и челюстно-лицевой хирургии и может быть использовано при пластике альвеолярного свища. .
Изобретение относится к медицине, а именно к реконструктивной ларингологии, и может быть использовано при восстановлении задней стенки гортани. .
Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР-онкологии, и может быть использовано при лечении больных раком гортани с локализацией в области складочного и подскладочного отделов гортани.
Изобретение относится к медицине, а именно к ларингологии и онкологии, и может быть использовано при лечении больных раком гортани. .

Изобретение относится к хирургии и может быть применимо для восстановления кости альвеолярного гребня челюсти и тканей пародонта с редуцированным регенераторным потенциалом.

Изобретение относится к области медицины, а именно к устройствам, применяемым в оториноларингологии для промывания придаточных пазух носа. .
Изобретение относится к медицине, а именно к пластической и восстановительной ЛОР-хирургии, и может быть использовано при устранении стеноза полости носа. .

Изобретение относится к ринопластической хирургии и может быть использовано при пластической хирургии горбатых, кривых, кривых горбатых, горбатых широких, кривых широких носов и для открытой репозиции невправимых и застарелых переломов костей носа
Изобретение относится к медицине, а именно к отоларингологии, и может быть использовано для лечения острых гнойных гайморитов или гаймороэтмоидитов у детей
Изобретение относится к оториноларингологии и может быть применимо для лечения одонтогенного верхнечелюстного синусита

Изобретение относится к медицине, а именно к ЛОР-хирургии

Изобретение относится к челюстно-лицевой хирургии и может быть применимо для лечения переломов нижней челюсти и адентии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в оториноларингологии при диагностике и лечении рохнопатии

Изобретение относится к области медицины, а именно к области хирургической стоматологии, и может быть использовано при лечении пациентов с пародонтитом
Изобретение относится к хирургии и может быть применимо для лечения одонтогенной кисты челюсти у детей
Изобретение относится к области медицины, к оториноларингологии, а именно к способам хирургического лечения орбитальных риносинусогенных осложнений, и может быть использовано для повышения эффективности лечения гнойно-воспалительных процессов в орбите
Наверх