Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне

 

Изобретение относится к области тракторостроения , в частности к устройствам уменьшения буксования сельскохозяйственного равнинного колесного трактора, работающего поперек склона. Цель изобретения - повышение эффективности. Устройство включает направляюш,ие в виде трубчатого короба с крышками, закрепленного поперек трактора под его остовом. Внутри направляющих установлены два порщня с грузом между ними. Полости между крышкой и поршнями связаны с гидросистемой трактора. При движении трактора по склону путем подачи жидкости в одну из полостей смещают груз в сторону колеса, имеющего меньшую нагрузку. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU,»1266765

А1 (5g 4 В 60 К 17 20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ЬИ!;.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3905942/30-11 (22) 07.06.85 (46) 30.10.86. Бюл. № 40 (71) Кубанский ордена Трудового Красного

Знамени сельскохозяйственный институт (72) М. И. Погосбеков (53) 629.113-587 (088.8) (56) Патент СССР № 40883, кл. В 60 G 19/10)

1931. (54) УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ

СЦЕПНЫХ СВОЙСТВ ТРАКТОРА НА

СКЛОНЕ (57) Изобретение относится к области тракторостроения, в частности к устройствам уменьшения буксования сельскохозяйственного равнинного колесного трактора, работающего поперек склона. Цель изобретения — повышение эффективности. Устройство включает направляющие в виде трубчатого короба с крышками, закрепленного поперек трактора под его остовом. Внутри направляющих установлены два поршня с грузом между ними. Полости между крышкой и поршнями связаны с гидросистемой трактора. При движении трактора по склону путем подачи жидкости в одну из полостей смещают груз в сторону колеса, имеющего меньшую нагрузку. 3 з. п. ф-лы, 4 ил.

1266765

Изобретение относится к области тракторостроения, а именно к устройствам для уменьшения буксования сельскохозяйственного равнинного колесного трактора, работающего поперек склона.

Цель изобретения — повышение эффективности.

На фиг. 1 схематично показано устройство, вид сверху; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема гидросистемы; на фиг. 4 --- место установки устройства, вид сверху.

Устройство состоит из плоского с малой высотой резервуара с крышками 2, которые с помощью оснований 3, болтов 4 и резиновых уплотнений 5 обеспечивают герметичш)сть. исключая вытекание масла из резервуара 1. 1!одвод масла в резервх ар и отвод его пз резервуара происxo3,Hт по MаслопроkIoJ1ам 6. У TpoHcTBo в kkcJIoM кр()пится I(остову трактора балками 7.

Внутри резервуара 1 находятся плоские поршни 8 с уплотнением 9, между поршнями 8 установлен основной груз 10, а при необходимости еще дополнительные грузы 11 (на крутом склоне), стянутые в одном пакете стяжным болтом 12 с уплотняющей шайбой или несколькими болтами. Для фиксации грузов в среднем 1юложении имеется фиксатор с шариком 13, пружиной 14 и пробкой 15.

Гидросистема (фиг. 3) в ос)ювной части состоит из гидравлической части предлагаемого устройства 16, масляного бака 17, МВсляного па oc3 18, распределителя 19 с pvKoяткой 20 управления и маслопроводов 6 для подвода масла к левому и правому отсекам резервуара 1 (фиг. 2) и отвода от них. РасположеklHC па тракторе предлагаемого устройства показано на фиг. 4. Устройство 16 располагается между задним и передним мос! ами снизу.

Устройство работает следующим образом.

Если о kilo ведущее колесо (например, верхнее Ilo склону при движении поперек склона) буксует больше, чем другое на той жс оси, то рыча) 20 распределителя ставится

H положение, lip!I котором масло нагнетается по, 1 д!)пленном H полость резервуара 1, обеспе

11ри движc»HH Ilo горизонтальной поверхпос)и грмзы до IH(llk>l быть н среднем положении. )-(тоб1.! грузы из этого среднего положения пе вып)ли Ilo;I, в IHkIIIHBм случайных факторов (наклoн трактора, вертикальные колебания), грузы в среднем положении фиксируются фиксатором. 111арик 13 входит в отверсти Ho;I, действием пру)кипы 14 удерживает грузы 13 этом положении. Для

55 передвижения грузов 10 и 11 требуется давление масла на поршень 8. Тогда сила давления масла на поршень преодолевает сопротивление фиксатора, выводит шарик 13 из отверстия, и груз передвигается в сторону буксующего колеса. Отверстие фиксатора сверху закрыто пробкой 15 с упругой шайбой, обеспечивающей герметичность. Для уплотнения поршня установлены резиновые уплотнения 9 с кожаными манжетами.

Грузы в среднем положении увеличивают давление ведущих колес, уменьшают буксование, т. е. играют роль балластных грузов, устанавливаемых на дисках колес, или жидкости в камерах шин. Так как часть веса грузов 10 передается на управляемые колеса, то одновременно улучшается управляемость.

Гидросистема работает следующим образом.

Масло из масляного бака 17 гидросистемы трактора подается в насос 18, который перекачивает его под давлением в распределитель 19. Из распределителя 19 масло под давлением в соответствии с положением рукоятки 20 по маслопроводу 6 подается в левую или правую полость предлагаемого устройства 16. Если требуется переместить груз не в крайнее положение, а в промежуточное (когда угловые скорости левого и правого ведущего колес уравниваются не в крайнем, а в промежуточном положении груза), то в промежуточном положении груза рукоятку 20 ставят в нейтральное положение.

1хонтроль проводится по вольтметру в мостике сопротивлений. Если стрелка вольтметра от вертикального (нулевого) положения отклоняется влево при переводе груза в крайнее правое положение, это значит, что плечо момента от силы тяжести груза слишком велико, надо несколько отодвинуть груз от крайнего положения назад к середине и установить рукоятку 20 в нейтральное положение контролируя правильность установки груза

1Io вольтметру: передвижение стрелки вольтметра из правого или левого положения к вертикали (нулю) означает уменьшение буксования.

Наличие штока в стандартной конструкции гидросистемы трактора требует герметизации, чтобы предотвратить вытекание масла. В предлагаемом устройстве шток отсутствует, что упрощает конструкцию и делает ее в условиях эксплуатации более надежной.

Плоское расположение предлагаемого устройства с грузом снизу трактора между передними и задними колесами (фиг. 4) сохраняет дорожный просвет и повышает как проходимость, так и управляемость (часть давления груза приходится на передние колеса, исключая ухудшение управляемости).

Наибольшее буксование одного из ведущих колес оси определяется визуально или с помощью следующей электрической схемы.

1266765

Тахогенераторы кинематически связаны с ведущими колесами и электрически — с вольтметром в мостике сопротивлений, причем вольтметр имеет вертикальную шкалу.

Если правое ведущее колесо буксует больше, то стрелка отклоняется от вертикали (нуля) вправо, и чем больше разность буксования левого и правого колес, тем больше разность их угловых скоростей (угловая скорость буксующего колеса растет), больше отклонение стрелки вольтметра от вертикали.

Вольтметр установлен на панели управления трактором. Если стрелка вольтметра отклоняется вправо, то это указывает на рост буксования правого колеса. Тракторист ставит рукоятку распределителя 19 в положение, при котором масло под давлением подается в полость резервуара, грузы перемещаются в сторону колеса, буксование которого больше, и тракторист видит по отклонению стрелки вольтметра, какой эффект достигнут. Если стрелка становится на нуль, разность угловых скоростей обоих колес равна нулю, буксование отсутствует.

Основным грузом является груз 10, но при необходимости (крутой склон и т. д.) могут быть установлены и дополнительные грузы 11 симметрично с обеих сторон. Для этого надо снять крышки 2.

При техобслуживании трактора предлагаемое устройство можно легко снять с трактора и снова установить. Для этого имеется болтовое крепление балок 7 к остову трактора и основанию 3.

Чем больше буксование одного из колес или больше поперечный крен трактора, тем больше должно быть плечо момента от силы тяжести груза для уменьшения буксования и повышения устойчивости. Для этого имеется возможность изменять плечо грузов (расстояние от центра тяжести грузов до продольной оси трактора) переводом рукоятки 20 распределителя 19 в нейтральное положение. В этом случае давление масла на оба поршня 8 одинаково и грузы фиксируются в этом положении. Это дает возможность изменять действие грузов на буксование и устойчивость за счет изменения плеча момента силы тяжести грузов. Эффект дает и увеличение веса грузов за счет ввода до5

25 зо полнительных грузов 11, однако при движении трактора возможно только изменение плеча момента.

Груз в крайнем положении можно удержать при движении трактора с поперечным креном за счет создания подпора масла в противоположную полость резервуара 1.

Этот способ требует работы масляного насоса под давлением, т. е. под частичной нагрузкой, поскольку для перемещения груза требуется гораздо меньшее давление масла, чем для поднятия плуга или другого орудия. Однако возможно и от этой частичной нагрузки масляного насоса освободиться.

Для этого целесообразно установить фиксаторы не только в среднем, но и в крайних положениях. Тогда в крайних положениях груз будет удерживаться фиксаторами, а масляный насос не будет нагружен, что позволит сэкономить топливо, снизить затраты энергии и износ масляного насоса.

Формула изоьбретения

1. Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне, содержащее размещенный под остовом трактора груз, установленный с возможностью перемещения в направляющих поперек трактора в сторону колеса, имеющего меньшую нагрузку при движении трактора на склоне, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности, направляющие выполнены трубчатой формы с крышками по торцам, внутри их размещены два связанных между собой поршня, между которыми установлен груз, а полости между каждым поршнем и соответствующей крышкой гидромагистралями соединены через управляемый распределитель с источником давления.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для увеличения дорожного просвета направляющие выполнены прямоугольного сечения.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что в средней части направляющих установлен фиксатор груза в нейтральном положении.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что груз представляет собой набор масс.

Фаг. 1

17

Фцг. е

Фиг. 3

Составитель С. Белоусько

Редактор M. Циткина Техред И. Верес Корректор В. Синицкая

Заказ 5716/15 Тираж 647 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне Устройство регулирования сцепных свойств трактора на склоне 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)
Наверх